Римма Юлдашева
Рекомендации по работе с родителями для успешного развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность художественно-эстетическою развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием эстетического отношения к окружающему, формированием у детей базового объема знаний и навыков в области художественно - эстетической деятельности.
Публикация «Рекомендации по работе с родителями для успешного развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу, считая, что гораздо важнее научить ребенка читать, писать, считать. Необходимо убедить родителем в важности художественно-эстетического воспитания, поскольку оно тесно связано с развитием эмоционального мира ребенка и его интеллектуальным развитием, формированием важных духовно нравственных понятий. А самое главное — без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка.
Поэтому работе с родителями необходимо придавать важное значение.
Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятиях поможет снизить нагрузку на детей, повысить качество художественно-эстетического развития. Таким образом, успешность художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка, с другой — родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его художественно-эстетическое развитие.
Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.
Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, педагоги детского сада должны соблюдать следующие принципы взаимодействия с родителями :
— уважительно относиться друг к другу, поддерживать своих коллег во всех творческих начинаниях;
— к личности ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми;
— к родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка;
— учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания, привязанности и антипатии;
— проникнуться чувством искреннего уважения к деятельности ребенка, к тому, что создается им в процессе этой деятельности (рисунок, песенка, танец, сказка, мелодия, сочиненная на музыкальном инструменте, и т. д.);
— поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, тем самым способствуя развитию у него уверенности в своих силах и возможностях;
— воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия, игры.
Формы работы с родителями :
Основы домашнего театра. Обучение организации домашнего театра (кукольного, драматического, в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети. Практические занятия для родителей по организации домашнего театра :
— игры-имитации;
— ролевые;
— игры-импровизации;
— игры-представления;
— кукольные представления.
Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками из разных материалов, например, папье маше, дерева, картона, ткани, ниток, соломы, старых носков, перчаток и др. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои собственные.
В домашних спектаклях может использоваться музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов или инструментов-самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т. д. И в ном родители могут помочь им, участвуя в этих мини-спектаклях и качестве рассказчика или одного или даже нескольких персонажей.
Домашние постановки помогают удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяют реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.
Проявляя заботу о художественно-эстетическом развитии ребенка, родители могут продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного, концертных залов, цирковых представлений и т. д. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений.
Мастерство руководства игрой. Система обучающих занятий для родителей по руководству игровой деятельностью, приобщению детей к искусству театра и развитию творческой активности и игровых умений.
Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности. Инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой, детям важно предоставлять свободу передвижения и пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов.
Родители также могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразной театрализованной деятельности детей. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на аудиокассетах, с их последующим разыгрыванием и др. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное — организация взрослыми разнообразной, совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, игры, танцы, хороводы, сопровождаемые музицированием с помощью элементарных музыкальных инструментов, и др.).
Театральная гостиная. Проводятся тренинги креативности и готовности к организации творческой деятельности; даются основы актерского мастерства, углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения, отрабатываются манеры поведения на сцене.
Творческая мастерская. Изготовление совместно с детьми костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра; работа по художественно-техническому оформлению спектакля.
Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности. Эффективная форма работы с родителями. Конечно, не всех их можно привлечь к активному участию в подготовке и проведении, но всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Родителям, которые стесняются выступать на публике, можно предложить задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декорации к кукольному спектаклю или сказке, несложные музыкальные инструменты для детского оркестра.
Ну а для самых занятых и стеснительных родителей можно использовать «Веселый чемоданчик» — набор предметов, помогающих родителям поддерживать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая со зрительского места: «улыбка» на палочке, надувные язычки, разнообразные маски, парички и т. п. В соответствии с темой праздника и по мере необходимости родители могут использовать нужные предметы, создавая тем самым соответствующую атмосферу, или звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя «блеск сокровищ», создавая атмосферу таинственности, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и др. Все это активизирует родителей, создает атмосферу свободы, раскованности.
Консультации по вопросам художественно-эстетического воспитания детей. Могут проводиться индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей. Например, многие родители испытывают затруднение в том, как организовать художественно-эстетическое воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено, какие методы и приемы в этом случае можно использовать, так и коллективно. В этом случае важно найти интересную форму общения, которое обязательно должно быть доверительным. В ходе его родители почувствую! желание педагогов помочь им в воспитании ребенка и приобретении нужных знаний о том, как создавать необходимые условия для художественно-эстетического развития в семье.
Родительские собрания. Могут быть посвящены темам, наиболее актуальным в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми спектаклю, празднику, организацией совместного посещения кукольного театра, музыкального спектакля, циркового представления и т. д.
Возможна и такая форма работы, как семинар-практикум для родителей. Он может быть посвящен разным темам, например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов» или «Кукольный театр в семье» и др. Такие семинары можно организован» для родителей, которых интересуют данные темы.
Домашние задания. Являются важной формой взаимодействия. На занятиях дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключаться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, получен-ные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родигелями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.
Задача родителей — содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к драматизации, пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача педагогов — научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую художественно-эстетическую среду, организуя семейный досуг.