Анна Новикова
Рекомендации по планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Перед воспитателем логопедической группы стоят следующие задачи по развитию речи детей :
1. Развитие словаря и связной речи необходимого для усвоения программы. Требования не должны быть завышены и не должны быть занижены.
2. Закрепление и развитие речевых навыков для усвоения программы и для эффективности логопедической работы
3. Закрепление навыков правильной речи, полученных на логопедических занятиях.
Публикация «Рекомендации по планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитатель должен не только замечать и наблюдать, он должен, прежде всего, как следует, изучить своих воспитанников. Для этого в начале учебного года воспитатель в обязательном порядке должен обследовать детей своей группы.
Обследование же поможет воспитателю выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а так же зафиксировать пробелы в знаниях у детей, для того в последствии планировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей.
К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем на речевых группах, относятся следующие:
-закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях;
-пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов;
-систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
-развитие памяти и внимания - процессов тесно связанных с речью;
-совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;
-работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.
Структура коррекционного занятия выглядит так:
1. Организация детей на занятие.
2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.
4. Физминутка.
5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции.
При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы/.
6. Выполнение заданий логопеда / Проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции/. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом и все инструкции по выполнению речевых упражнений воспитатель дает обычным голосом, не переходя на шепотную речь.
7. Итог занятия.
Развитие артикуляционной моторики - является еще одним важным разделом в работе воспитателя, и осуществляется с самого начала обучения ежедневно.
Достаточно 5 минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время.
Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
Нужно в полной мере использовать для коррекционных целей все режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Так как именно режимные моменты /подготовка к приему пищи, одевание на физкультуру, прогулка, дежурство в уголке природы, труд на участке и т. д. / по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников.
Целесоо6разно использовать с коррекционной целью естественно возникающие ситуации.
Все режимные моменты можно наполнить целенаправленным общением детей между собой, а так же общением между детьми и персоналом.
Идя по этому пути, мы поняли, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может быть успешно закреплена вне занятий. Вне специальных занятий могут быть закреплены и поставленные логопедом звуки на этапе их автоматизации. В соответствии с целями логопедической работы процесс проведения режимных моментов можно организовать так, что6ы он способствовал развитию понимания обращенной речи; закреплению навыков, связанных с использованием диалогических форм общения; с практическим усвоением словообразования – уменьшительно- ласкательных: глагол + приставка; форм словоизменения /склонение по падежам и по числам/.
В процессе общения возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях.
Рекомендации :
1. Материал, подлежащий закреплению, располагать на карточках и помещать их в различных местах пребывания детей / в игровой, возле шкафчиков и т. д. /
2. Общение с взрослым - всегда должно являться средством закрепления в спонтанной речи навыков правильного звукопроизношения.
Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так: "Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф".
Следует заметить, что речь воспитателя, работающего на логопедической группе, должна быть четкой, правильной и грамотной.
В свободное от занятий время можно с успехом закреплять падежи / Чего нет? Подошел к чему? Рисую чем? и т. д. ; предлоги; глаголы с приставками: налил- полил- вылил воду из лейки /во время дежурства в уголке природы/.
В свободной деятельности возможна коррекция не только речевая, могут решаться различные типы коррекционных задач: к примеру, можно учить детей последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции; связно рассказывать о выполненных действиях.
Проводить упражнения по развитию мелкой моторики так же возможно вне специальных занятий. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику из мелких деталей, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. д. Очень полезно, если в группе будет оборудован соответствующий уголок с перечисленными и другими предметами. Здесь ребенок, нуждающийся в тренировке мелкой моторики, всегда может выбрать игру по желанию.
Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя на логопедической группе, хочется отметить еще одну: у детей с тяжелым нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название.
После того, как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Кроме игр в группе, в коррекционных целях, можно использовать и подвижные игры на улице. Главная цель подобных игр - развитие общей моторики и умения координировать стихотворный текст с правильными движениями.
Очень важно, чтобы воспитатель контролировал забирают ли тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней. Важно убеждать родителей в необходимости подобной работы, т. к. устранение речевого дефекта не возможно без закрепления дома.
Проводимая таким образом коррекционная работа даст большой эффект в решении сложной проблемы - устранению нарушений речи дошкольников.