Александрова Евгения
Рекомендации по формированию у детей интереса к чтению
▼ Скачать
Рекомендации по формированию у детей интереса к чтению
1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста, постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева», «12 месяцев», сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке», «Зима в Простоквашино», стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях утренников или развлечений так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых.
Публикация «Рекомендации по формированию у детей интереса к чтению» размещена в разделах
2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги можно предложить детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации.
3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:
- как можно было ответить;
- почему не стоило поступать именно так;
- что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;
- каким образом помириться и т. п.
В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.
4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.
5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.
6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время: в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.
7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.
8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например:
24 марта-1 апреля – Неделя детской книги;
Секрет № 1 Чтобы увлечь ребёнка книгой, важно знать особенности восприятия книги в разном возрасте. Книга интересна детям с 5-7 месяцев. Малыш, впервые знакомясь с книгой, рвёт, мнёт, грызёт, сосёт её – это самая распространённая реакция на книгу у большинства детей. К первому году жизни книга становится любимой игрушкой. Поэтому, в этот период жизни малыша лучше знакомить его с сенсорными книгами. Его забавляет звук, который появляется при нажатии на картинку, шёрстка на странице, которую можно погладить, подвижные глазки героев книги – всё это будит неподдельный интерес у ребёнка раннего возраста.
После 1-1,2 месяцев ребёнок узнаёт изображения, называет и показывает предметы на страницах книги. Причём, он принимает рисунок за реальный предмет. Первое время пытается взять предмет или просит взрослого дать ему предмет с картинки. В этот период желательно обзавестись дидактическими книгами, в которых иллюстрации имеют подписи. Для этого возраста характерны книги с домашними и дикими животными, с картинками овощей и фруктов, потешки, Для этого возраста желательно покупать книги на картонной основе с небольшим количеством страниц, с яркими иллюстрациями.
К 3 годам ребёнок начинает различать изображение и предмет. В этот период важно всё : полиграфическое оформление книги, интересные иллюстрации, манера чтения взрослого. После 3 лет ребёнок развивает свой накопившийся опыт, появляются жесты, слова из произведений, ребёнок сопереживает любимым героям. В этот период можно приучать ребёнка самого разыгрывать сценки из знакомых произведений, используя для этого пальчиковый, настольный театр. Всё это является основой талантливого чтения.
Секрет № 2 Предметно-пространственная развивающая среда. Трудно привить любовь к книге у ребёнка, если книг нет или они находятся в труднодоступном для ребёнка месте. В групповой комнате оформляется уголок книги или витрина книжного шкафа, где выставляются красочно оформленные книги и иллюстрации на знакомые детям темы: «Игрушки», «Игры детей», «Домашние животные». Периодически раз в две-три недели книги меняют, чтобы поддерживать интерес детей. В младших группах выкладываются 3-4 книги по 8-10 экземпляров каждой. Постепенно дети приучаются бережно обращаться с книгой, убирать её на место, замечать испорченный экземпляр. В книжном шкафу, помимо книг, находятся иллюстрации к произведениям, портреты писателей, декорации, персонажи и материал для ремонта книг. Ремонт книг желательно производить в присутствии детей, поясняя свои действия.
В средней группе у ребёнка формируется умение самостоятельно рассматривать иллюстрации книг. Здесь уже важно обращать его внимание на то, как выглядит герой, каковы его действия, что ещё интересного заметил. В книжном уголке выставляются 5-8 экземпляров книг по 8-10 каждой, тематические альбомы, материалы для ремонта. Замена книг производится раз в три-четыре недели.
В старших группах детского сада выставляются 10-12 книг, добавляются портреты писателей и поэтов, дидактические игры по произведениям художественной литературы. Надо добавить, что выставляя книги, нужно учитывать интересы детей. Поэтому в книжном уголке должны быть не только книги по изучаемой теме, но и сказки, рассказы о растениях и животных, стихи и басни, рассказы о детях, юмористические книги, энциклопедии, книги-панорамы.
Для родителей с помощью консультаций и памяток можно рекомендовать оформить для ребёнка книжную полку на уровне роста ребёнка или освободить нижнюю полку в шкафу. Приучать ребёнка самостоятельно убирать книги на место, покупать книги вместе с ним или посещать библиотеку.
Секрет № 3 Сопровождение чтения игровыми действиями. Для младших дошкольников характерно многократное слушание понравившегося сюжета. Начинают чтение книги с показа ярких иллюстраций. В младших группах чтение потешек, стихотворений обыгрывают персонажами би-ба-бо, настольного театра, театра на фланелеграфе. Малыши подросли, и выставляется пальчиковый театр, театр «Топотушки», театр на ложках, театр из втулок, теневой театр. И теперь они уже сами пробуют разыгрывать сценки из сказок. Театр по любимым произведениям, в условиях детского сада, показывают детям раз в 3-4 недели. Можно рекомендовать родителям дома периодически разыгрывать вместе с детьми небольшие спектакли, где у малыша будет ведущая роль.
Секрет № 4 Формы и приёмы работы. В детском саду выделяют 2 формы работы с книгой : чтение и рассказывание. Основными методами работы с книгой являются:
• Чтение воспитателем по книге или наизусть – это дословная передача текста.
• Рассказывание воспитателем – это относительно свободная передача текста.
• Инсценирование – это вторичное ознакомление с произведением.
• Заучивание наизусть. Способ передачи текста зависит от возраста детей и жанра произведения.
При чтении стихотворений используются такие приё мы как:
- поэтическая эстафета: взрослый читает строчку, а следующую строчку читают дети,
- весё лая рифма: взрослый делает паузы, чтобы дети досказали слово,
- совместное с ребёнком чтение, хоровое чтение, индивидуальное чтение,
- заучивание небольших стихотворений наизусть, четверостиший и строк.
За это время у нас прошёл литературный досуг в I младшей группе посвящённый творчеству А. Барто, вечер загадок, литературное путешествие по сказкам, выставка тематических рисунков детей.
Секрет № 5 Выразительное чтение вслух. Читая книги детям, следует читать неторопливо, чётко выговаривая слова, не громко и не тихо, делая паузы. Стараться выбирать небольшие произведения с динамичным повтором, что способствует слушанию и быстрому запоминанию. Особенно понравившиеся места текста желательно ещё раз зачитывать ребёнку. После чтения обязательно спросить, чем понравилось произведение, кто понравился больше всего, что запомнилось. Задать ряд вопросов связанных с сюжетом, как понял малыш произведение. И, конечно же, спросить как называется произведение и кто его автор.
Секрет № 6 Выбор художественных произведений, способствующих формированию литературного вкуса детей. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений. Но, к сожалению, не всегда они передают первозданный текст, часто сказка заканчивается не так, как в классическом варианте, или отсутствует ключевой предмет или фраза и тогда такой текст теряет свою особенность. При выборе книг, советую всегда следовать следующим правилам:
- целесообразность выбора данного произведения,
- его принадлежность к подлинному искусству,
- художественность иллюстраций и их соответствие произведению.
Советую отдавать предпочтение тем книгам, где изображение людей, растений, животных, предметного мира наиболее реалистичны.
Секрет№ 7 Включение художественного слова в повседневную жизнь. При умывании, одевании детей, перед сном, перед приёмом пищи, при собирании на прогулку, на прогулке стараться прочесть потешку или чистоговорку, стихотворение, вводя художественное слово в жизнь детей. Так непринуждённо можно обучить ребёнка различать левую и правую ноги, приучать к опрятности и вызывать положительные эмоции при умывании. Художественное слово подкрепит полученные навыки, знания и опыт малыша.
Секрет № 8 Привлечение родителей к процессу формирования интереса у детей к чтению. Сформировавшегося взрослого человека достаточно сложно чем-либо заинтересовать, при условии, что чтение не входит в круг его интересов. Но, систематическая и целенаправленная работа педагогов с родителями даёт свои результаты. Так в своей практике я использую, тестирование «Кто ты из сказочных героев?», «Любимые произведения наших детей», совместные досуги «Сказка рядом с нами», «Волшебное путешествие», литературная гостиная по произведениям А. Барто «Почитай мне, мама!», выставки детско-родительского творчества «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», выставка книг «Книга, которую я люблю», «Любимые книги наших мам и пап», тематические выставки книг для детей и их родителей, акции «Подари книгу детскому саду», «Подари книгу библиотеке», книжный марафон (сколько книг было прочитано ребёнку за неделю, книжный флеш-моб.
Секрет № 9 Стимулировать у взрослых потребность читать. Дети во всём берут пример с нас, взрослых. Поэтому, советую своим родителям чаще брать книгу или журнал в руки, чтобы у ребёнка был положительный пример перед глазами. И сама стараюсь находить время для чтения не только профессиональной литературы, но и классических произведений, произведений современных авторов, поэзии.
В. Г. Белинский писал: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека».