Оксана Шангина
Формирование позитивных интересов подростков через интеграцию видов деятельности в условиях социального учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок наделен великими возможностями.
И если мы действительно стремимся
к преображению общества, целью обучения
должно стать развитие творческих способностей»
М. Монтессори
Я считаю, что развитие творческих способностей воспитанников тесно связано с речевым развитием.
Многие из детей социальных учреждений оставались без внимания взрослых на тот период детства, когда закладываются основные виды деятельности через словотворчество и художественно-эстетическое восприятие.
Публикация «Формирование позитивных интересов подростков через интеграцию видов деятельности в условиях социального учреждения» размещена в разделах
Развитие творческих способностей воспитанников влияет на культуру речи и поведения, на формирование положительных мотивационных установок
Деятельность – это характерный для человека способ отношения к внешнему миру.
В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека. Деятельность сопровождается коммуникативным процессом, который осуществляется посредством речи. В совместной деятельности с педагогом у ребенка развиваются навыки активного слушания, ребенок учится внимательно слушать взрослого и понимать его точку зрения.
Для формирования позитивных интересов у школьников я не случайно выбрала разные виды деятельности с учетом сведений об отдельных видах мотивационной сферы, их проявлениях в разные возрасты. Учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника, поэтому, развивая устную и письменную речь, мы опираемся на учебу, организуя часы самоподготовки, на которых исправляем выявленные речевые недостатки детей.
Известно, что у подростков интерес к учению, по сравнению с младшими школьниками несколько снижается. Наблюдается внутренний отход от школы (А. Н. Леонтьев). На первое место выдвигается общение. Оно удовлетворяется не только в учении. Как мы знаем, это может быть улица, а может быть и досуговая и творческая деятельность, грамотно организованная взрослыми.
У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Но наши старшеклассники отстают в учебе и поэтому их позитивные интересы легко переходят в негативные увлечения. Юношам и девушкам я предлагаю консультации по подготовке к экзаменам, помогаю ориентироваться в учебной литературе, провожу беседы о жизненных ценностях, мотивационных установках, по профориентации. Часто наши дети, не достигая уровня среднего старшеклассника, учатся в вечерней школе. Но что замечено, что в творческой деятельности многие становятся талантами. Я вовлекаю их в искусство художественного слова, мы готовим инсценировки, совместно с музыкальным руководителем устраиваем литературные гостиные и игры, где можно по-слушать стихи, стать героем книги и спеть под гитару. У нас почти все старшие девушки хорошо поют и танцуют, благодаря музыкальному руководителю.
Я специально выделяю два раза в неделю часы свободного творчества, на которых они могут вы-брать подходящее себе занятие и общаться между собой во время этого процесса. Дети в это время попадают под педагогическое наблюдение и влияние.
Подросткам и самым старшим я предлагаю участие в региональных и городских конкурсах. Байкальская звезда, Парад планет, Ярмарки и выставки, литературные конкурсы и игры. Выхожу на подобные мероприятия иногда через интернет.
Подробнее расскажу о своем творчестве. Мне нравится плетение из газетной лозы, вышивание по картону и как хобби – разведение в аквариуме рыб и раков.
Я считаю, что только увлеченный творчеством, творческой идеей педагог может вовлечь детей в процесс. Обычно мы долго помним такого учителя, который был интересен нам и неравнодушным к своему делу. В нашем учреждении есть такие педагоги. Мы общаемся, удивляемся новым затеям. Валяние из шерсти, вышивание бисером, куклы, коврики, тестопластика – это не полный список позитивных интересов взрослых и детей.
Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта. Мой метод практический. Творить прекрасное и быть полезным, ухаживать за «братьями нашими меньшими», замечать партнера в беседе, игре, работе.
С детьми мы готовим материал для работы, скручиваем трубочки из газет, вырезаем формы для основы. Плетем разными способами (уровень сложности зависит от навыка мелкой моторики) это непростое дело для тех, у кого не хватает терпения, но выполнимое, когда желаешь получить результат. Мы обсуждаем вместе, какой предмет нужно сплести. Кому-то нужна корзинка, кто-то хочет сделать в подарок рамку и оформить свой рисунок, на ярмарку делаем башмаки, пасхаль-ные яйца на подносе, сундучки и сумочки. Для уюта мы плетем вазы, стены нашего учреждения украшают панно в рамках и картины, особенно приятно детям чувствовать себя полезными. Те, кто внесли в обустройство комнаты свою лепту, относятся бережнее к имуществу. Даже поздравительные плакаты дети предлагают рисовать на часах свободного творчества. Были случаи, когда детям разрешали разрисовать стену в комнате.
Еще несколько слов об игровой деятельности. Кроме творчества и учебы я ввожу игровую деятельность. Настольные, словесные игры и компьютерные игры. В кабинете не ограничен доступ к компьютеру, но существуют условия, которые дети знают и придерживаются. Нельзя включать звук громче моего голоса, ругаться, толкаться, садиться без очереди и играть разрешается, если задания выполнены. Бывают случаи, когда старшие нарушают правило о выполненном задании, но здесь у меня своя хитрость. Я прибегаю к приему пассивного слушания. Находясь в одном пространстве с говорящими, читающими и беседующими, старшие подростки становятся участниками педагогического воздействия.
К тому же все игры у меня подобраны на внимание, логику, запоминание предметов, отыскивание предметов или способа решения проблемы. Есть игры на эрудицию, в слова, уход за питомцами и профессиональной направленности (повар, продавец, фермер) и другое. Часто дети учат друг друга, объясняя способ прохождения стадии, играют в паре. Соревнуются с товарищами. Од-ним словом осуществляют свою потребность в общении под присмотром взрослого. Что является частью социально - педагогической услуги.
спасибо за внимание.