Наталья Пришвина
Рекомендации к работе по развитию экологической воспитанности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации к работе по развитию экологической воспитанности дошкольников
Вторая младшая группа:
Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, че-ловеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в бли-жайшем окружении: обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробышки, цыплятки», узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
Публикация «Рекомендации к работе по развитию экологической воспитанности дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие пережи-ваний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Средняя группа:
Осуществлять познание природы детьми в уголке природы, на участке детского сада, центре экспериментирования, в книжном уголке, в центре художественно-творческой деятельности, в игротеке и т. п.
Обеспечивать познавательную активность детей следует посредством использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями природы, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе. Важно, чтобы исполь-зуемые методы соответствовали интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему.
В процессе наблюдений за природой продолжать накапливать представления об объектах и явлениях природы, далее — создавать условия для их применения в разнообразной деятельности.
Использовать разнообразие экологических игр и упражнений (ди-дактических, словесных, подвижных, игр-инсценировок) в содержании разных образовательных областей;
В содержание образовательной области «Труд» включать уход за растениями и животными уголка природы, а также на участке детского сада при постоянной помощи воспитателя;
Продолжать обогащать и уточнять представления детей в процессе чтения художественной литературы; уточнять и закреплять представления детей в процессе бесед («Почему осень называют золотой?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке?», «Живые ли деревья зимой?», «Зачем белке пушистый хвост?» и т. д., составления описательных рассказов;
Поощрять желание детей отражать свои впечатления от изменений в природе в разнообразной продуктивной деятельности (рисунки, поделки из природного материала); в уголке самостоятельной художественной деятельности, в зависимости от времени года, поместить обводки, контуры (фруктов, овощей, грибов, деревьев, зверей, птиц, снежинок, тонированную бумагу для изображения, составления пейзажей и натюрмортов; рассматривать репродукции;
Использовать наблюдения природы, ее звуки и классическую музыку для того, чтобы помочь детям на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления о природном мире.
Старшая группа:
Взаимодействуя с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивать условия для проявления активной позиции ребенка в познании природы. В развивающей среде группы создавать условия для самостоятельного решения детьми проблемных ситуаций приро-доведческого содержания, экспериментирования, наблюдения, ухода за обитателями уголка природы.
Использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей, способствующие проявлению гуманно-ценностного от-ношения к природе: непосредственное общение с животными и растениями на прогулках, экскурсиях; использовать детскую литературу, в которой представлена нравственная оценка автора положительных и отрицательных поступков людей по отношению к природе. Организовывать просмотр видеофильмов о природе, проведение экологических праздников, постановку спектаклей, посещение краеведческого и этнографического музеев, зоопарка, ботанического сада, оранжерей.
Важно предоставлять детям возможность самостоятельно ухаживать за обитателями уголка природы и растениями участка детского сада. При этом важно учитывать как доступность и посильность труда в природе, так и состояние здоровья детей.
Обсуждать вместе с детьми смысл и содержание пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря (расширять социальные ориентации детей и представления о народной культуре);
Использовать для слушания звуков природы и классической музыки (помогает детям эмоционально воспринимать и лучше понимать красоту и многообразие природного мира);
Реализация детские проекты, в которых используется опыт пред-ставлений из разных образовательных областей: «Календарь природы», «Почемучка», «Мы кладоискатели», «Я — помощник», «Книга путешествий», «Наши сказки о животных», «Наши коллекции».
Подготовительная к школе группа:
Обеспечивать условия для накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с природой. Определять интересы и предпочтения детей и на их основе отбирать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, наглядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям; совместно с детьми обсуждать планы их деятельности на день, предполагаемые результаты.
Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности. Для этого в развивающей среде организовать место для экспериментирования (лаборатория природы, в котором детям обеспечена возможность проводить несложные опыты, проверять свои предположения. Организовывать эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.
Обогащать развивающую среду группы познавательно- справочной литературой, энциклопедиями, иллюстрированными альбомами, картами с изображениями обитателей, глобусом, микроскопом, лупами, теллурием и т. д. Поддерживать деятельность детей по сбору и созданию коллекций. Коллекционирование в этом возрасте приобретает более длительный характер и осуществляется в течение года.
Организовать ведение «экологического дневника дошкольников», рассчитанное на весь учебный год и затрагивающее разные виды дея-тельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделять самостоятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой.
Обогащать практический опыт детей по уходу за растениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности.
Организовывать специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе побуждать детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений.