МААМ-картинки

Методические рекомендации по коммуникативному развитию дошкольников в совместной театрализованной деятеятельности

Марина Козарез
Методические рекомендации по коммуникативному развитию дошкольников в совместной театрализованной деятеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что единой конвенционально принятой дефиниции понятия «организационно-педагогические условия» не существует, несмотря на то что, это понятие часто используется в педагогической литературе и диссертационных исследованиях. Очевидно, что термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух дефиниций: «организационные условия» и «педагогические условия». Рассмотрим каждую из них. Согласно философскому энциклопедическому словарю под «условием» понимают то, от чего зависит нечто другое; существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Иными словами условия – это обстоятельства, обусловливающие появление или развитие того или иного процесса. Под условием мы будем понимать существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы, и влияющий на формирование среды, в которой протекает феномен

Публикация «Методические рекомендации по коммуникативному развитию дошкольников в совместной театрализованной деятеятельности» размещена в разделах

Исследуя понятие «организационные условия» мы считаем важным выделить и охарактеризовать понятие «организация». Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «организацией» понимается (франц. – organisation, от позднелат. – organize : сообщаю стройный вид, устраиваю) :

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Исходя из раскрытых выше определений понятий «условие» и «организация» сформулируем понятие «организационные условия». Под организационными условиями мы будем понимать существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы, и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен.

Раскрывая понятие «педагогические условия» мы можем выделить три основных подхода. Первый подход отражает точку зрения, согласно которой педагогические условия - это совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально- пространственной среды. Находясь в контексте первого подхода, авторы под педагогическими условиями понимают: В. И. Андреев – «комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания»; В. А. Беликов – «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально- пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач».

Второй подход связывает педагогические условия с проектированием и конструированием педагогической системы, в которой условия выступают компонентом. Так Н. В. Ипполитова в своем исследовании утверждает, что педагогические условия - это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие.

Согласно третьему подходу педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования.

Таким образом, в контексте настоящего исследования мы под организационно-педагогическими условиями понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем преметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Анализируя ФГОС, а так же психолого-педагогическую литературу и методики, направленные на коммуникативное развитие дошкольников, нами были выявленные и выделены организационно педагогические условия, которые способствуют формированию коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Необходимыми условиями коммуникативного развития является :

1. Совершенствование предметно-развивающей среды для активизации словесного творчества и актерского мастерства, расширение материально-технической базы, соответствующую требованиям программы;

2. Обучение детей адекватному эмоциональному реагированию, формирование у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции;

3. Развитие интереса к театру, как искусству. Воспитание навыков театральной культуры, приобщение к театральному искусству через вовлечения в театральное творчество;

4. Общение с учетом ситуации, обучение умению слушать и слышать другого;

5. Развитие умения использовать невербальные средства общения;

6. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

7. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные направления развития театрализованной деятельности состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализации является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т. e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.). Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрализованной деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей.

Основная цель педагогического руководства совместной театрализованной деятельности - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной деятельности. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Выбирая материал для театрализованной деятельности, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду. При этом формы организации могут быть различными, к примеру: игры драматизации, беседы после просмотра спектаклей, игры превращения, упражнения на развитие мимики, инсценировки, обыгрывание сказок и т. д.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются : содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Дидактические игры по коммуникативному развитию

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Нос к носу

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.

«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Содержание. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Содержание. Детям даё тся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Содержание. Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Пантомимы (игры – превращения)

Доброе животное

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Содержание. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Дракон кусает свой хвост

Цель: сплочение группы.

Содержание. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракону, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Жучок

Цель: раскрытие групповых отношений.

Содержание. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек

свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит

до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей;

1. лидер;

2. товарищ лидера («прихвостень»);

3. неприсоединившийся оппозиционер;

4. покорный конформист («баран»);

5. «козел отпущения»

Объятия

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Содержание. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Содержание. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия. Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие. После игры задаются вопросы:

— Понравилась ли тебе игра?

— Почему хорошо обнимать других детей?

— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Я и моя семья» по познавательному и социально–коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Я и моя семья» Цель: формирование представления у детей о семье, её членах. Задачи: Образовательные: ввести понятие «семья», дать.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Юные спасатели» для детей среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №21 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 142672, Московская.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «В кругу друзей» Тема: «В кругу друзей» Программные задачи: 1. Учить детей составлять рассказ с опорой на рисунок. 2. Формировать умение высказывать свою.

Методическая разработка диагностических игр по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возрастаМетодическая разработка диагностических игр по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Диагностическая игра должна приносить радость ребенку и взрослому. Необходимо только заинтересовать его этой игрой, чтобы он играл затем.

Методические рекомендации для родителей по театрализованной деятельности С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать для него атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить.

Методические рекомендации по проведению музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Музыкальное занятие с детьми дошкольного возраста с ЗПР должно быть, прежде всего, построено в игровой форме, с использованием различных.

Методические рекомендации по развитию коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста .

Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Аппликация.

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации) П. И.  чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по коммуникативному развитию дошкольников в совместной театрализованной деятеятельности
Опубликовано: 22 октября 2016 в 13:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по коммуникативному развитию дошкольников в совместной театрализованной деятеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Козарез в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД