Екатерина Луканина
Рекомендации для воспитателей с детьми раннего дошкольного возраста по нетрадиционным техникам рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего дошкольного возраста
Все мы знаем, что дети 1.5-3 лет познают окружающий их мир. Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. Я покажу несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста. Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, печатание листиками всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.
Публикация «Рекомендации для воспитателей с детьми раннего дошкольного возраста по нетрадиционным техникам рисования» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Какие техники можно применять
1. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения.
2. Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек, в раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.
3. Монотипия — зеркально-симметричное отображение изображения. С маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.
Порядок выполнения работы:
1. На целлофан наносятся контуры рисунка.
2. С помощью губки увлажняется поверхность чистого альбомного листа.
3. Прикладывается лист к рисунку на целлофане.
4. Поднимается лист.
5. Ребёнок рассматривает получившееся отображение.
4. Набрызг — краска набирается на широкую жёсткую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью палочки или пальчика. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.
5. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
6. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, лист смачивается чистой водой, затем кистью рисуется изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, затем проработать фломастерами или набрать краску и мазком с помощью кисти дорисовать.
7. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.
Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.
Второй способ — на основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками.
Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в специальный поднос или тарелку и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того такой материал, как соль обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.
8. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.
9. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек.
10. Граттаж (в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Детям можно предложить новую игру «цап-царапку». Самый простой способ подготовки основы, который доступен даже четырёхлетним малышам, предполагает нанесение первого слоя с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши. Возможен вариант использования как основы листа картона или плотной бумаги с цветным рисунком. Когда бумага полностью высохнет, можно приступать к творческой части процесса создания необычного изображения, используя заострённые инструменты, например, стеки для лепки.
11. Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками, проявляя нарисованные контуры.
В работе с малышами можно использовать трафарет, который дети зарисовывают с помощью свечи, затем поверхность листа полностью покрывается краской, проявляя силуэт предмета.
12. Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
13. Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп.
Виды штампов:
• Ватные диски.
• Деревянные фигурки.
• Круглые, овальные заготовки из моркови.
• Рельеф изображения, вырезанный на поверхности разрезанного пополам картофеля.
• Ровный срез скрученного листа капусты или пекинской капусты (оттиск в форме розочки).
• Половинки разнообразных овощей и фруктов (яблоки, груши и т. д.).
• Тампон или кусочек поролона — прекрасный способ для быстрого тонирования фона, трафаретного рисование или передачи рельефной поверхности листвы, пушистой фактуры снега, меха, оперения и т. д.
• Листья не высушенные, на поверхность наносится краска и делается отпечаток.
• Бросовый материал: крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т. д.
• Пластиковые или деревянные детали для конструктора.
• Пластилиновые штампики, на которых выдавливается изображение острым предметом.
• Соломинки для коктейлей с надрезами на конце, которые при расплющивании передают изображение в форме расходящихся лучиков.
• Толстые нитки, намотанные на основу, или клубочки.
Этапы обучения работе со штампами:
1. Ознакомительное занятие — научить обмакивать штамп в краску, прикладывать к листу, прижимать, не сдвигая с поверхности, аккуратно поднимать, обращать внимание на полученный оттиск, видеть аналогию с предметом или явлением природы, дорисовывать детали.
2. Учить заполнять силуэт предмета, не выходя на контурную линию.
3. Обучать оставлять отпечатки в определённой логической последовательности (башня, гусеница, бусы, вагончики поезда).
4. Учить составлять изображение предмета из нескольких частей.