Папки-передвижки

Рекомендации для воспитателей речевых групп «Использование схем в составлении описательных рассказов»

Макарова Светлана Яковлевна
Рекомендации для воспитателей речевых групп «Использование схем в составлении описательных рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

Существует ряд методик развития речи (О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, Г. М. Ляминой, Ф. А. Сохина и др.). Однако при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно.

Публикация «Рекомендации для воспитателей речевых групп „Использование схем в составлении описательных рассказов“» размещена в разделах

Для детей с данной патологией характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.

В качестве вспомогательных факторов при составлении рассказа Т. Ткаченко [3] выделяет следующие:

- наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия);

- создание плана высказывания (программа (схема) всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим).

Автор определяет последовательность обучения детей самостоятельному рассказыванию :

- составление рассказа по демонстрируемому действию;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- составление рассказа на основе сравнения предметов;

- составление описательного рассказа о предметах.

По мнению многих авторов [2,3,4] составление рассказа о предметах вызывает особую трудность у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому, взяв за основу схему составления рассказа об овощах, представленную в книге Л. Н. Ефименковой [1], автор Т. Ткаченко [3,4], изменив символику и, увеличив количество пунктов плана, разработала аналогичные схемы для составления рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных и временах года. Т. Ткаченко утверждает, что использование схем при составлении описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи позволит:

-самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

-установить последовательность изложения выявленных признаков;

- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Основные принципы составления и использования схем.

Лист картона размером 45х30 см разделен на 6 квадратов.

1. Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать на форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, медведь, пункт в рассказе опускается, часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3. Величина. 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мячи. Характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево».

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка а части не разбирается, этот пункт опускается, на схеме закрывается листом белой бумаги.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть разными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря.

Аналогично составляются схемы для описания предметов посуды, предметов одежды, времен года, овощей и фруктов; заменяются лишь отдельные пункты схемы, в зависимости от содержания описания (3).

Таким образом, использование схем при составлении описательных рассказов облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Автор [3] предлагает использовать аналогичные схемы не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, при обучении детей самостоятельной постановке вопросов.

Аналогичные схемы предлагает и другой автор: С. А. Васильева [1].

Список используемой литературы :

1. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М. : Школьная Пресса, 2002.

2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М. : Просвещение, 1981.

3. Использование схем в составлении описательных рассказов. «Дошкольное воспитание», №10, 1990, стр. 16

4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование графических схем при заучивании стихотворенияИспользование графических схем при заучивании стихотворения Наш воскресный вечер в эти выходные начался с того, что неожиданно мы вспомнили о том, что не доделали с ребёнком домашнее задание в логопедической.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей речевых групп «Использование схем в составлении описательных рассказов»
Опубликовано: 6 июня 2024 в 08:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей речевых групп «Использование схем в составлении описательных рассказов»» (включая файлы) размещена пользователем Макарова Светлана Яковлевна (УИ 3440895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД