Макарова Светлана Яковлевна
Рекомендации для воспитателей речевых групп «Использование схем в составлении описательных рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
Существует ряд методик развития речи (О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, Г. М. Ляминой, Ф. А. Сохина и др.). Однако при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно.
Публикация «Рекомендации для воспитателей речевых групп „Использование схем в составлении описательных рассказов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Для детей с данной патологией характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.
В качестве вспомогательных факторов при составлении рассказа Т. Ткаченко [3] выделяет следующие:
- наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия);
- создание плана высказывания (программа (схема) всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим).
Автор определяет последовательность обучения детей самостоятельному рассказыванию :
- составление рассказа по демонстрируемому действию;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- составление рассказа на основе сравнения предметов;
- составление описательного рассказа о предметах.
По мнению многих авторов [2,3,4] составление рассказа о предметах вызывает особую трудность у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому, взяв за основу схему составления рассказа об овощах, представленную в книге Л. Н. Ефименковой [1], автор Т. Ткаченко [3,4], изменив символику и, увеличив количество пунктов плана, разработала аналогичные схемы для составления рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных и временах года. Т. Ткаченко утверждает, что использование схем при составлении описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи позволит:
-самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
-установить последовательность изложения выявленных признаков;
- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.
Основные принципы составления и использования схем.
Лист картона размером 45х30 см разделен на 6 квадратов.
1. Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете.
2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать на форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, медведь, пункт в рассказе опускается, часть схемы закрывается листом белой бумаги.
3. Величина. 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мячи. Характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой – маленький», надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий».
4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево».
5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка а части не разбирается, этот пункт опускается, на схеме закрывается листом белой бумаги.
6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть разными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря.
Аналогично составляются схемы для описания предметов посуды, предметов одежды, времен года, овощей и фруктов; заменяются лишь отдельные пункты схемы, в зависимости от содержания описания (3).
Таким образом, использование схем при составлении описательных рассказов облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
Автор [3] предлагает использовать аналогичные схемы не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, при обучении детей самостоятельной постановке вопросов.
Аналогичные схемы предлагает и другой автор: С. А. Васильева [1].
Список используемой литературы :
1. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М. : Школьная Пресса, 2002.
2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М. : Просвещение, 1981.
3. Использование схем в составлении описательных рассказов. «Дошкольное воспитание», №10, 1990, стр. 16
4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.