Папки-передвижки

Рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы с детьми «Детские страхи и их коррекция»

Ирина Кирикова
Рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы с детьми «Детские страхи и их коррекция»
▼ Скачать + Заказать документы

Страх – интенсивно выраженная эмоция, испуг, боязнь.

Страх – эмоционально заостренное отражение сознанием конкретной угрозы для благополучия человека. Страх связан с конкретной угрозой.

Влияние страха на развитие личности.

1. Отрицательное влияние – страх доводит до разрушения психики, до нервного надрыва здоровья, до депрессии; отсутствия со стороны сознания и, следовательно, непроизвольного поведения.

2. Положительное влияние страха – связано с «психологией риска», т. е. страх возникает там, где есть какая-либо опасность.

Публикация «Рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы с детьми „Детские страхи и их коррекция“» размещена в разделах

Основная функция страха – самосохранение (защитная функция).

Внешние признаки страха.

Прямые выражения страха: ужас, оцепенение, бегство, плач, растерянность.

Косвенные: стремление избегать предметов, мест, книг, бесед и т. д., которые вызвали страх; смущение, речь несвязная, дрожит голос; внутри все опускается, холодеет; потеют руки, сосет под ложечкой, сохнет во рту; тяжесть на сердце; хаотичные движения, «ватные» ноги.

Причины.

1. Условия социальной среды и воспитания (неполные семьи, ссоры родителей, алкоголизм).

2. Страхи родителей.

3. Психологические – «заражение страхами» от сверстников, взрослых.

4. Угрозы родителей, запреты.

5. Гиперопека.

6. Тяжелый личный опыт ребенка.

7. Инстинктивная настороженность.

Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Но каждый вид страха имеет свои возрастные границы. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что является нормальным для развития организма и подтверждает существование потребности в переживании страха.

Самый первый страх появляется после 6 месяцев: страх перед незнакомыми чужими лицами, страх открытого пространства, страх перед незнакомым голосом матери. В 3-4 года – страх отделения от матери. В 6-8 лет – страх смерти, причем ребенок боится стать ничем, бесследно исчезнуть; а так же страх одушевления предметов и сказочных персонажей. В 3-5 лет появляется триада страхов: темноты, одиночества, замкнутого пространства. В 5-8 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, поэтому появляются страхи, в основе которых лежит развитие интеллекта. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже начинает понимать, что может реально нанести ему вред, а что – нет.

Направление коррекционной работы.

1. Выяснить причины и устранить их или привести к здоровой реакции.

2. Работа с родителями по исправлению неправильной тактики воспитания.

3. Развитие положительных эмоций у детей, доверия к взрослым.

4. Развитие коммуникативных способностей.

5. Оздоравливающая психотерапия: соблюдение режима дня, полноценное питание, закаливание, прогулки перед сном.

Коррекция страхов (автор А. И. Захаров).

Iэтап – рисование страхов – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, выразить свободно свои мысли и чувства, переживания, мечты, надежды.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и мечтам, безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами, т. к. ребенок или сравнивает себя с сильными, положительными героями, защищает своих близких, или привлекает себе на помощь любимых персонажей.

Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится. Просто у него уменьшается появление страхов. Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-12 лет.

В результате рисования лучше удается устранить следующие страхи:

- страхи, порожденные воображением;

- страхи, порожденные реальными травмирующими событиями, но произошедшими давно и не оставившими очень глубокий след. Если событие произошло недавно, то эффект будет низкий;

- рисование страха своей смерти (но не родителей).

Алгоритм работы над страхами.

1. Установить контакт с ребенком через совместную деятельность.

2. Беседа с ребенком по выявлению имеющихся у него страхов. (Нужно задавать прямые вопросы: «Боишься ли ты?»).

3. Сообщить выявленные страхи родителям, чтобы они дома могли организовать рисование страхов. Рисование страхов может идти в течение 2 недель.

4. Организация подвижных игр («Пятнашки», мячи).

5. Отметить успехи ребенка в деятельности, общении.

Примеры изображения ребенком разных видов страха:

• Страх одиночества – рисует себя и все, чего он боится, когда остается один.

• Страх наказания – агрессивно ведущие себя люди.

• Страх заболеть – больница, микробы.

• Страх засыпания – засыпающий ребенок и его опасения.

• Страх темноты – затемненная комната, силуэт ребенка и его опасения.

• Страх высоты – гора или высокое здание, где кто-то стоит.

• Страх глубины – колодец, дно, ущелье.

• Страх боли, уколов – шприц, слезы на лице, течет кровь.

Цвет:

Черно-серые тона – говорят о наличии большого количества отрицательных эмоций у детей, депрессии, эмоциональном дискомфорте;

Преобладание зеленого цвета – одиночество ребенка, отсутствие эмоциональной ласки, особенно со стороны матери;

Большое число отчетливых, но пересекающихся линий – одиночество или наличие реального страха.

II этап – предметно-ролевые игры. Игра – это способ выражения чувств, способ познания и моделирования окружающей действительности.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог страха и других личностных нарушений, одерживает победы, терпит и поражения, постоянно соизмеряет свое поведение с требованиями группы и ее правилами. Подражание любимым положительным героям помогает побороть страх.

А. И. Захаров предлагает комплекс игр по преодолению страхов «5 + 5».

Первые 5 игр.

«Пятнашки» - служит своеобразной разминкой к последующим играм. Правила: ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен уже пятнать сам. Нельзя пятнать через стулья, они как бы цельные колонны – можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не более 5 минут. Воспитатель принимает в игре непосредственное участие.

«Жмурки» - снимает страх темноты, замкнутого пространства. Обстановка на игровой площадке та же: стулья, столик расставлены в беспорядке. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий, в роли которого должен побывать каждый ребенок.

«Прятки» - страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, разных чудищ. Проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном и спортивном зале – везде, где можно спрятаться.

«Кто первый?» - снятие страха неожиданных воздействий. Дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает, что, как только он скажет определенное слово, все должны прыгать как зайчики, преодолевая расстояние до двух стульев, с тем, чтобы проскочить между ними и, вернувшись, взять первым приз. Пусковое слово – любое, на прежде, чем его сказать, ведущий называет много других. Участникам разрешается мешать друг другу дойти первыми. Это вызывает азарт, смех.

«Быстрые ответы» - снять торможение, вызывать находчивость, смекалку, воображение. Игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. Детям, стоящим на одной линии, в быстром темпе задают вопросы. Дети должны на них быстро отвечать (можно и в шутливой форме). Ответивший делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте, но воспитатель помогает им, так что все, в конце концов, получают приз.

Вторые 5 игр направлены на закрепление и усиление достигнутого результата.

«Игры с мячом» - снять торможение при необходимости быстрого ответа. Футбол, бросание мяча, подбрасывание и т. д.

«Проникновение и выход из круга» - устранение страха замкнутого пространства. Ребенок должен с разбега проникнуть в круг детей, держащихся за руки.

«Борьба – соревнование» - устранение страха замкнутого пространства.

«Лазание наперегонки» - по шведской стенке, перепрыгивание веревочки и др.

«Прохождение по детским стульям» - стулья находятся на некотором расстоянии друг от друга, с тем, чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Условия организации игр:

1. Основа игры – импровизация, фантазия, воображение.

2. Может быть условность игровых действий (без атрибутов).

3. Не нужно заранее рассказывать о цели игры, как вести себя и что делать.

4. Должен быть эмоциональный выплеск чувств в игре.

5. Взрослый должен вести себя непосредственно и естественно, как партнер.

Советы родителям.

1. Необходимо создавать положительную обстановку в семье, чтобы дети поняли, что они без стеснения могут рассказать обо всем, что их пугает.

2. Берегите спокойствие ребенка, любите его.

3. Не навязывайте ребенку нежелательных для него переживаний.

4. С уважением относитесь к страхам детей или ведите себя так, словно вы давно знаете об его испуге и нисколько не удивляетесь этому.

5. С детскими страхами нужно не бороться, их нужно предупреждать.

6. Не искореняйте страхи детей с позиции силы.

ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Игра «Клад» для коррекции ночного страха у ребенка

Нарисуйте карту квартиры, купите большой фонарь и спрячьте клад в укромном месте. Вечером предложите ребенку поискать сокровища. С Вами и с большим фонарем в руках ему будет совсем не страшно искать клад даже в темноте.

Игра «Театр» для коррекции ночного страха у ребенка

Страшный сон можно проиграть. Изготовьте с ребенком пластилиновый или бумажный кукольный театр. Начните с персонажей, не связанных с ночным кошмаром. Затем пусть ребенок изобразит того, кто его пугает. Разыграйте в забавной сценке то, что его пугает.

Коррекция детского страха высоты

Вы можете помочь ребенку избавиться от детского страха высоты. Однако следует придерживаться главного правила: покоряя очередную высот, ребенок должен чувствовать и физическую, и психологическую поддержку. Со временем физическую поддержку следует ослабевать.

Игра «Растишка» для коррекции детского страха высоты

Приподнимите ребенка на руках до уровня своего лица и скажите, что, когда он вырастет, то станет таким же высоким, как и вы, а может и выше (поднимите малыша над собой). Пусть полетает на ваших руках. Объясните ребенку, что вы держите его очень крепко и не дадите ему упасть.

Игра «Поиски страха» для коррекции детского страха высоты

В ходе этой игры ребенок должен сам обнаружить свой страх на физическом уровне. Спросите его, где в его теле находится страх высоты. Ребенок может его чувствовать в животе, или в пятках, или в груди… Погладьте, поцелуйте, подуйте на то место, на которое кажет малыш. Теперь здесь будет находиться не страх, а настоящий центр детской силы!

Игра «Горки» для коррекции детского страха высоты

Съезжайте с горки вместе с ребенком. Когда он привыкнет, пусть попробует скатиться сам, но вы обязательно станьте внизу и подхватите его. Ребенок нуждается не в избавлении от чувства возможной опасности, а в том, чтобы обрести уверенность в своих силах.

Коррекция детского страха одиночества

Для коррекции детского страха одиночества постройте вместе с ребенком домик, шалаш, где он мог бы играть (поначалу с вами, затем – один) и чувствовать при этом себя защищенным.

Игра «Прилипалки» для коррекции детского страха одиночества

Мама, папа и ребенок садятся в круг и прилипают ладонями друг к другу. Посидели, расслабились… А теперь отлипаем! Для ребенка со страхом одиночества эта игра – прекрасный метод для коррекции страха одиночества.

Игра «Прятки» для коррекции детского страха одиночества

На прогулке и дома чаще играйте с ребенком в прятки. Сначала поддавайтесь, пусть он замечает Вас, а затем пусть ищет (в это время он будет находиться один). Эта игра позволяет избавиться от детского страха одиночества благодаря тому, что ребенок постепенно привыкает быть один.

Игра «Выдувалки» для коррекции детского страха одиночества

Для этой игры нужен наполненный гелием шарик. Дайте ребенку маркер и по-просите нарисовать на шаре Ваш портрет. Пусть на лице ребенок отпустит шарик. Игры с шариками для коррекции детских страхов очень полезны. Если ребенка мучают страхи, вы можете предложить ему выдуть тревогу в шар и отпустить ее.

Публикации по теме:

Детские страхи: причины и последствия «ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ» Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное).

Детские страхи. Игры для воспитателей по профилактике детских страхов В психологическом словаре Ю. Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов. (слайд) 1. Реальный страх – нормальная реакция на реальную внешнюю.

Консультация «Детские страхи» Слайд 1 Каждому человеку свойственно чего-то бояться, а ребёнку тем более. Ведь его окружает огромный и неизведанный мир. Малыша может.

Как преодолеть детские страхи Страхи возникают у детей, когда они не могут адаптироваться к каким-либо новым условиям, ситуациям объектам. Многие страхи формируются в.

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и последствия» .

Консультация для родителей и педагогов «Детские страхи» Откуда берутся страхи? Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей.

Рекомендации для родителей «Игровой самомассаж как средство организации работы по приобщению воспитанников к ЗОЖ» Тема: «Игровой самомассаж как средство организации работы по приобщению воспитанников к ЗОЖ.» Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы.

Рекомендации для родителей «Детские праздники в семье» Дорогие родители, помните ли Вы, какие праздники в детстве Вам устраивали Ваши папы и мамы, бабушки и дедушки? 1. Попробуйте их перечислить:.

Эссе «Детские страхи и их коррекция» В последние годы уже ни для кого не секрет, что проблема детских страхов у дошкольников стоит достаточно остро. В ситуации социальной нестабильности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы с детьми «Детские страхи и их коррекция»
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 21:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей и родителей по организации коррекционной работы с детьми «Детские страхи и их коррекция»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кирикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД