Веденеева Олеся Валентиновна
Консультация «Детские страхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Каждому человеку свойственно чего-то бояться, а ребёнку тем более. Ведь его окружает огромный и неизведанный мир. Малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут проявиться и во взрослой жизни, поэтому задача каждого родителя, воспитателя и психолога вовремя помочь ребёнку.
Так что же такое страх?
Слайд 2
Публикация «Консультация „Детские страхи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
По мнению известного психолога Александра Ивановича Захарова, страх – это аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.
По данным исследований, каждый второй ребёнок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребёнок уже многое видит и знает, но ещё не всё понимает, необузданная детская фантазия ещё не сдерживается реальными представлениями о мире.
Слайд 3
Для ребенка страх - это самая сильная эмоция.
Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребёнка.
Слайд 4
Можно выделить несколько причин, по которым возникают детские страхи :
1. Психологическая травма. Это острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в сознании ребёнка. Такие эпизоды, как укус собаки или падение с лошади травмирует не только физически, но и психически. То, что может наносить психологическую травму одному ребёнку, бесследно может проходить для другого. Эта травма надолго остаётся в эмоциональной памяти ребёнка.
2. Внушённые страхи. Часто родители и близкое окружение являются причиной появления страхов у детей. Они сами пугают ребенка, говоря ему нечто вроде: «Не подходи к собаке – укусит» и естественно ребенок начинает бояться. Страхи родителей передаются малышу и становятся его собственными.
3. Детская фантазия. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легковнушаемы. Большинство детских страхов они придумывают себе сами. Например, ребенок испытывает боязнь темноты, потому что он нарисовал в своем воображении различных приведений и монстров. И глубоко поверил в свои фантазии. Они стали для него пугающей реальностью.
4. Внутрисемейные конфликты. Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
5. Взаимоотношения со сверстниками. Разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка, часто влечёт за собой заниженную самооценку и страх.
6. Гипперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов.
7. Невроз. Причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.
Слайд 5
Можно выделить следующие виды детских страхов :
1. Навязчивые страхи.
Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т. д.
2. Бредовые страхи
Наличие таких страхов иногда может указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т. д. Но, если у ребёнка выявился такой страх, заметьте, возможно, он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
3. Сверхценные страхи.
Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».
Слайд 6
Диагностику детских страхов можно проводить различными способами: с помощью тестов, опросников, рисуночных методик. Все они имеют общую цель и достаточно эффективны. Диагностика проводится в два этапа. Первичная диагностика проводится для выявления проблемы и разработки коррекционных мероприятий. Вторичная – для прослеживания эффективности коррекционных методов.
Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.) разработан для проверки уровня тревожности ребёнка.
Целью теста «Страхи в домиках» (методика М. А. Панфиловой.) выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
Методика выявления детских страхов (А. И. Захарова) направлена на выявление количества и группы детских страхов.
Слайд 7
В работе с детскими страхами существует ряд коррекционных методов. Рассмотрим следующие методы:
1. Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.
Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.
2. Арттерапия эффективна в возрасте от 5 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.
Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.
3. Сказкотерапия является эффективной в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.
Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
4. Песочная терапия. Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.
5. Телесная терапия. Двигательные упражнения поощряют высвобождение примитивных чувств, использование физического контакта, такого, как массаж, способствует снятию напряжения. Очень полезны упражнения на релаксацию и просто растирание тела.
Слайд 8
В работе педагога-психолога существует ряд направлений по просветительской деятельности в работе с родителями и воспитателями: консультирование; лекции-семинары (для родителей, педагогов); стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.
Слайд 9