Дроздова Юлия
Рекомендации для родителей «В игре всё может быть всем, или Зачем нужны предметы-заместители»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу начать беседу с истории из своего детства, конечно, когда мне было лет 5. Все лето я провела у своей бабушки на вольных лугах. Я применяла в качестве предметов заместителей бутоны цветов, палочки и т. д. в своих играх. Но вопрос с кормлением моих кукол «молоком» или «Жидкими кашами» из «бутылочки» для меня стоял остро. Но как-то раз бабушка мне рассказала, что они будучи детьми, использовали в качестве «молока» семена лебеды, собирая их в большом количестве (семена достаточно мелкие, и «молоко» из этих семян успешно оказалось «жидким»). Она мне помогла перенести свойство предмета (текучесть молока, предложив казалось бы на первый взгляд то, что не особо подходило для этого.
Публикация «Рекомендации для родителей „В игре всё может быть всем, или Зачем нужны предметы-заместители“» размещена в разделах
«Для чего нашему ребенку нужны предметы заместители в играх ребенка?» - подумают некоторые родители. В магазине детских игрушек можно купить любую уменьшенную копию предметов, окружающих нас в быту предметов. Но потом, спустя какое-то время, когда ваш ребенок станет дошкольником, а затем и школьником, мы будем удивляться, почему он не усваивает математические операции и представления. И трудно проследить эту связь: его проблемы, связанные с усвоением школьного материала, и неумением играть «понарошку» в раннем возрасте.
Так для чего же нам нужны эти самые предметы-заместители? А нужно это для развития наглядно-образного мышления, которое в дальнейшем поможет оперировать образами предметов и образами действия с предметами в уме. И не только, может ваш ребенок – это великий конструктор, который из бросового материала создаст нечто неординарное.
Когда же надо начинать предлагать детям предметы-заместители в его игре? Кто-то может назвать возраст пяти лет, может и чуть раньше. И тут оказывается, что мы очень запоздали с этим предложением для нашего ребенка. Начинать вводить ребенка в игру с предметами-заместителями надо в возрасте 1, 5лет, можно даже попробовать чуть раньше, 1 год и 3 месяца. Только представьте, как мы можем с вами, родители, просто опоздать дать то, что необходимо нашему ребенку для дальнейшего его успешного развития.
С чего же мы начнем? В возрасте 1,5 лет ребенок уже способен не только передавать схему действия с предметом, но и отделять ее от конкретного предмета и переносить на любой другой его замещающий. Именно в игре ребенок учится не только понимать обобщающее значение слова (вещи разные, но все это расчески, ими нужно причесывать волосы, но и отделять значение от объекта, фиксируя его при помощи действия с предметом-заместителем.
Но в этом возрасте вашего ребенка использование заместителей имеет ряд особенностей.
Во-первых, малыш принимает в качестве заместителей только предметы полифункционального характера, то есть не имеющие строго определенного значения (палочки, камешки, бумажки, шарики, кубики и т. п.). Если вы, родители, предложите ему, к примеру, заменить ложку карандашом, он откажется. Потому что он знает функцию карандаша («нельзя кушать, надо рисовать»)
Во-вторых, ребенок использует заместители только в дополнение привычной ситуации. Например, он начал выполнять знакомое ему игровое действие (кормить супом) обнаруживает отсутствие одного предмета (тарелка есть, а ложки нет).
В-третьих, малыш пока затрудняется давать заместителю игровое название. Так, применяя катушку для обозначения мыла, на вопрос «Что это?» он отвечает «Тука» (катушка).
В-четвертых, ребенок обнаруживает привязанность к заместителям, которые были использованы взрослым. Так, если в качестве яблока, взрослый брал шарик, то малыш продолжи в дальнейшем брать непременно этот шарик и именно в данной функции.
Как вы поняли, уважаемые родители, из выше перечисленного, конечно, без вашей помощи малышу в развитии умения использовать предметы-заместители в игре, никак не обойтись. Какие же рекомендации можно дать на этом начальном этапе?
Учитывая эти особенности, взрослый при организации игры:
- использует один и тот же предмет-заместитель для обозначения разных предметов и, наоборот, разные заместители для передачи значения одного предмета. Так, колечки от пирамидки в одной игре могут стать печеньем, в другой – дольками апельсина, в третьей – кусочком огурца. В то же время печеньем могут быть не только колечки, но и картонные круги (обклеенные пленкой0, брусочки, кубики и т. д.
- предлагает в качестве заместителей образно не оформленный материал, сходный по форме и величине с заменяемым предметом (так, маленькое колечко хорошо подходит для обозначения пряника или блюдца, но не ложки или руля).
- вносит заместители уже в ходе игры и только в сочетании с игрушками-предметами игрового обихода (так, малыш, начавший «варить кашу», при наличии кастрюльки вполне сможет принять предложенную палочку вместо «затерявшейся» ложки, но вряд ли игра состоится, если до ее начала дать ребенку палочку и колечко, попросив «сварить кашу»).
- обязательно проговаривает все значения используемых предметов, производимых действий, а также воображаемых качеств и состояний («Это у нас каша, каша горячая, горячо кушать, надо ложку, где же у нас ложка?»). В конце второго – на третьем году жизни взрослый побуждает ребенка называть осуществляемое им действие («Что ты делаешь? Ты кушаешь?», а затем и предмет-заместитель («Ты кушаешь пряник? Это у тебя пряник? Что это?»).
Важно помнить, что обучение ребенка использованию заместителей начинается с таких действий, которые без замещения не существуют как игровые – действий с продуктами питания. Имея настоящее яблоко, сложно оперировать с ним «понарошку», тогда как шарик можно поднести несколько раз ко рту – и «насладиться яблочным вкусом» и проникновением в мир условностей.
Но помните, уважаемые взрослые, что чем младше ребенок, тем более развернутый характер приобретает организуемая взрослым игра с предметами-заместителями. Она включает многократное называние заместителя игровым названием («Смотри, это у меня пряник, сейчас я буду кушать пряник, ах, какой вкусный у меня пряник», показ способа действия с предметом-заместителем («Вот как я пряник кушаю, ам-ам. Всё, скушала пряник, вкусный пряник», прямое указание к воспроизведению действия ребенком («Сейчас я тебя пряником угощу, на, кушай, теперь папу пряником угощает»). При этом используемый в качестве пряника шарик в последующих играх непременно должен стать ягодкой, печеньем, яйцом и пр., а пряником в другой раз будет кольцо или цилиндр.
Со временем ребенок оказывается уже способным использовать заместители лишь на основе их наименования взрослым «Смотри, я принесла сливы», «Дай мне вот эту свеклу».
По мере освоения малышом действий с замещением продуктов питания взрослый предлагает заместители и для обозначения предметов орудий (ложки, утюга и т. д.). При этом вначале используются так называемые условно-плоскостные игрушки, которые достаточно четко передают очертания заменяемых предметов, а уже потом полифункциональные заместители. Обучающие игры строятся аналогичным образом
А теперь хочется еще раз вспомнить мою бабушку. Она была одним из проводником в мир заместителей. Она помогла построить мне свой мир фантазий и условностей в игре.
Спасибо ей огромное за это я могу сказать сейчас, вспоминая ее. Все в ваших руках, уважаемые родители, играйте вместе с детьми, подходя вдумчиво к развитию наглядно-образного мышления вашего ребенка. Давая ему возможность стать великим ученым и изобретателем.