Смирнова Ксения
Рекомендации для родителей «Учим стихотворения наизусть»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что разучивание стихотворений — один из действенных методов развития детей: запоминание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное — способствует развитию памяти! Детские стихи не просто легко заучиваются, но и пробуждают интерес малыша к книге. Проза для них несколько монотонна. Не случайно многие детские писатели (С. Маршак, Б. Заходер, С. Михалков, К. Чуковский) писали большинство своих произведений именно в рифмованной форме.
Публикация «Рекомендации для родителей „Учим стихотворения наизусть“» размещена в разделах
Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик, смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего потому, что стихотворение он учит неправильно. Давайте же попробуем разобраться, как подобрать способ и метод, учитывая психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения ребенка.
Правила заучивания стихотворений:
Правило № 1
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму, нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения. Начать стоит как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок, качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании, опыт облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятный возраст для заучивания стихотворений - 4-5 лет. Именно в этот период начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество, то после четырех - уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для дальнейшего обучения объем памяти.
Правило № 2
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Разумнее всего учить детскую классику: Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся запоминать стихи, лучше поступить именно так Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки. или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Правило № 3
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением - такова детская природа! В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «та-та, та-та, та-та, та-та.». Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально. Помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Правило № 4
Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты.
После повторного прочтения расскажите ребенку о том, кто написал такое замечательное произведение, как и когда. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения. Пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Так у малыша сформируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Правило № 5
Мы знаем, что одни лучше запоминают стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз увидеть текст, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым, напротив, нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Правило № 6
Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти, и литературный поэтический багаж малыша.
Методы заучивания стихов:
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А визуальный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению вы даете малышу установку на запоминание:
«Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я тебе помогать».
Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем там говорится, отделяя на рисунке каждую строчку- картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное - принцип. Затем по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Двигательный
После проведения предварительной работы вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, вы как бы «наматываете» строчку за строчкой на «катушку» в голове. Намотали? А теперь расскажите снова и размотайте, а потом снова намотайте. Основной принцип заключается в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать) дается необходимая для запоминания опора. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо «строчки» - шарики, а затем вынимать по одному - и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы.
Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический
Не у многих дошколят ведущая память - логическая, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что произойдет в стихотворении дальше. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. После вашего второго прочтения четверостишия попросите его вспомнить, как именно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.