лисьева татьяна
Рекомендации для родителей. Картотека игр для развития речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей. Картотека игр для развития речи детей 4-5 лет
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Публикация «Рекомендации для родителей, Картотека игр для развития речи детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, все возможности и способности.
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА».
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, колобок, колесо и т. д.)
«ПОДБЕРИ СЛОВО».
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов — действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
«АВТОБИОГРАФИЯ».
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.
Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».
«ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА».
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?
Мёд — пчела — боль — красный крест — флаг — страна — Россия — Москва.
«СЛОВА МЯЧИКИ».
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ».
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка — … печка; трубы — … губы; ракетка — … пипетка; сапоги — пироги и т. д.
«ЕСЛИ ВДРУГ …».
Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
*все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т. д.
Что произойдёт? Чем это можно заменить?
Ребё нок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т. д. " Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: * живая вода; * цветик — семицветик; * ковёр — самолёт и т. д.
«УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Взрослый раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
Например, Она круглая, блестящая, как золотая (пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое (ведро) и т. д.
«КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ?»
Взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок называет как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Например, Волк – серый, зубастый, злой, голодный.
Солнце – яркое, лучистое, горячее.
Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.
Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.
Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПОДБЕРИ К НЕМУ КАРТИНКУ».
Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.
Например, — девочка рисует(ёлку, дом, диван);
— папа читает (книгу, журнал, газету);
— курица снесла (яйцо);
— мама стирает (платье, пальто, кофту) и т. д.
«ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО»
Взрослый объясняет, что из одного слова можно сделать другое, похожее.
Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».
• компот из яблок (яблочный компот);
• варенье из груш (грушевое варенье);
• полка для книг (книжная полка);
• ваза из стекла (стеклянная ваза);
• крыша из соломы (соломенная крыша);
• горка из снега (снежная горка);
• кораблик из бумаги (бумажный кораблик)
«КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ?»
Взрослый называет словосочетание, а ребенок заменяет его одним словом.
Например, сильный человек (силач, сильный ветер (ураган, трусливый человек (трус, лживый мальчик (лжец, глупый человек (глупец, сильный дождь (ливень).
«ЧТО В МЕШОЧКЕ?»
Ребенок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребенок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребенок говорит, что изменилось.