Светлана Заморохова
Картотека дидактических игр для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель Заморохова С. И.
1. Дидактическая игра «Аквариум»
Цель: познакомить и закрепить состав чисел 4,5,6, 7, 8 и 9.
Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 4.5,6,7, 8 и 9; аквариумы с цифрами.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает детям рассадить рыбок по своим аквариумам.
В новый океанариум привезли много разных рыб.
Публикация «Картотека дидактических игр для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо рассадить рыбок по аквариумам. Ошибиться нельзя, потому что каждую рыбку кормят специальным кормом. Если рыбка съест не свой корм она может заболеть, будьте внимательны.
Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужный аквариум.
Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит всех рыбок в аквариумах (можно для проверки предложить счетные палочки).
Усложнения:
Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно разложит рыбок.
Играть можно индивидуально и по подгруппам.
Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.
2. Дидактическая игра «Большая стирка»
Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.
Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с цифрами
Методика проведения:
Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.
- Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.
3. Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре»
Цель:
закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно,
различать цифры от 1 до 12.
Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.
Методика проведения:
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе" :
"И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу! "
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит. "
- Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?
- Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!
Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.
4. Дидактическая игра «Почини платье»
Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».
Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.
Методика проведения:
Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.
Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.
5. Дидактическая игра «Угощение для белочки»
Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.
Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два или несколько шнурочков разноцветных, картинка или игрушка белочка.
Методика проведения:
Воспитатель загадывает загадку о белке:
С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть
Надо грибы
Для зимы собирать.
(Белка)
Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.
Усложнения:
Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.
6. Дидактическая игра «Фантазеры»
Цели:
* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.
* Развивать образное мышление, воображение.
Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».
Методика проведения:
1 вариант игры. Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.
2 вариант игры. Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.
Дети придумывают изображения зверей и птиц.
7. Дидактическая игра «Загадки и отгадки»
Цели:
* Развивать образное мышление, воображение.
* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.
Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.
Методика проведения:
Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (корабль)
Закружу, заверчу, в небеса улечу.
(вертолет)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыбка)
8. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Задачи:
* Учить детей понимать причинные связи между явлениями;
* упражнять их в правильном подборе слов.
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
Методика проведения: дети садятся в кружок вместе с воспитателем, крутят стрелочку. На кого стрелка укажет тому и предлагают закончить предложение.
• Мама положила хлеб. куда? (В хлебницу.)
• Брат насыпал сахар. куда? (В сахарницу.)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (В салатницу.)
• Папа принес конфеты и положил их. куда? (В конфетницу.)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела).
• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно).
• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано).
• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода).
• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты).
• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки).
• Я надела теплую шубу, чтобы. (было тепло, пойти гулять, не замерзнуть).
• Мы зажгли свет, потому что. (стало темно).
• Дети надели панамки, потому.
• Посадили рассаду, чтобы.
Усложнение: в следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения
9. Дидактическая игра «Отвейчай быстро».
Цель:
• Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству).
• Приучать их быстро думать и отвечать.
Правила: нужно подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать обратно мяч можно только после того, как сказал нужное слово.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Методика проведения: воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
- Сейчас я назову какой – либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мчя следующему. тот ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.
«Зеленый» - говорит воспитатель (делает паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист» - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите и т. д. один и тот же цвет можно повторять несколько раз, т. к. предметов одинакового цвета много.
Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например, начинающий говорит: «Деревянный», - бросает мяч. «Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». – «Дом». И т. д.
10. Игра «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди.
Цель:
• закреплять знания детей о профессиях;
• учить детей соотносить действия людей с их профессией,
• активизировать словарь,
• развитие внимания,
• воспитывать умение быстро думать.
Методика проведения: Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, действия человека названной профессии. Воспитатель: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.
Воспитатель называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер, летчик, учитель и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.
Кто больше назовет действий, считается выигравшим.
11. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи?
Цель:
• закреплять знания о животных, их действиях
• активизация словарь детей,
• развитие воображения, внимание
Ход игры. Воспитатель, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Воспитатель: собака – дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (летает, ходит, каркает, клюет); Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает) и т. д.