Ксения Костюкова
Рекомендации для родителей по изучению темы «Дикие животные и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям рекомендуется :
1. Рассмотреть с ребёнком в книгах, энциклопедиях картинки с изображением диких животных : зайца, белки, лисы, волка, медведя, ежа, оленя, лося, рыси. Отметить их внешние признаки, где живут, чем питаются. Почему они так называются «дикие животные»?
Публикация «Рекомендации для родителей по изучению темы „Дикие животные и их детеныши“» размещена в разделах
2. Обогащаем и расширяем словарный запас детей о диких животных, устанавливаем связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями осеннего сезона. Усваиваем: основные названия животных и их детенышей, части их тела, где живут, чем питаются, как передвигаются. Вводим в активный словарь:
1) Существительные (обобщающие слова, части тела) : медведь, лиса, ёж, заяц, белка, волк, лось, олень, рысь, звери; части тела: хвост, лапы, морда, голова, уши, рога, копыта, ноги, пасть, клыки, брюхо, когти, мех, шерсть, шкура; лес, нора, берлога, дупло, логово, поле, зоопарк, кладовая; детёныш, лисёнок, зайчонок, волчонок, ежонок, медвежонок, лосёнок, бельчонок, оленёнок, рысёнок, олениха; запасы, вой, иголки; стая, семейство, добыча.
2) Прилагательные (качественные, относительные) : дикий, злой, сердитый, тёплый, длинный, огромный, рыжий, серый, белый, колючий, трусливый, хитрый, мохнатый, бурый, косолапый, быстрый, ловкий, меховой, длинноухий, золотистый (мех, густой (мех, раскидистые (рога, косой, крошечный; толстый, рыжая, пушистый, проворный, неповоротливый, безопасное (место).
3) Глаголы: кормить, жить, убегать, догонять, загонять, ходить, прыгать, ловить, следить, колоться, бродить, прятаться, бояться, лазать, свернуться (в клубок); подстерегать, вылавливать, таиться, скакать, переваливаться, реветь, выть, тявкать, пищать, рычать, красть; зимовать, питаться, запасать, охотиться, грызть, жевать, нападать, спасаться, охотиться, выслеживать, рычать, прыгать, добывать, защищаться, красться, сосать (лапу).
4) Синонимы (слова со сходным значением) : косолапый, неуклюжий, толстопятый (медведь); огромный, большой; трусливый, боязливый (заяц)
5) Антонимы: сильный – слабый, злой – добрый,
травоядный – хищный, большой – маленький;
6) Родственные слова: зима - зимовать, зимовка, зимовье; хвостик - хвост- хвостище;
глаз - глазик - глазище; нос - носик - носище и т. д. ;
Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата, заячий; Лось, лосиха, лосёнок, лосята, лосиный;
Ёж, ежиха, ежонок, ежата, ежовый; Кабан, кабаниха, кабаненок, кабанята;
Белка, бельчонок, бельчата, беличий; Мышь, мышонок, мышата, мышиный;
Волк, волчица, волчонок, волчата, волчий; Лиса, лис, лисёнок, лисята, лисий;
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежий;
Барсук, барсучиха, барсучонок, барсучата;
7) Числительные: один – много; «Счёт до пяти» : посчитать слова: один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат и т. д. со словами: бельчонок, заяц, волк, лиса, белка, медведь
8. Наречия: холодно, тепло, голодно, сердито, грозно, быстро, медленно, ловко, кувырком,
осторожно, внимательно, долго, клубком;
9. Словосочетания: Сердитый недотрога, хитрая плутовка, комочек пуха,
10. Фразеологизмы, пословицы: Держать в ежовых рукавицах.
Оказать медвежью услугу.
Волк – не пастух, свинья – не огородница.
11. Объясни слово: косолапый, длинноухий, спячка
12. Средства активизации, обогащения и расширения словаря:
«Назови ласково».
Лиса - лисичка, заяц – зайчик, ёж – ёжик, белка – белочка, волк – волчок,
медведь – медведюшка.
Лисёнок – лисёночек, зайчонок – зайчоночек, ежонок – ежоночек,
Бельчонок-бельчоночек, волчонок-волчоночек, медвежонок-медвежоночек.
«Назови семью». Папа - медведь, мама - медведица, детеныш (и) - медвежонок (медвежата); и т. д. со словами: волк, заяц, еж, лис.
«У кого - кто?». У медведя - медвежонок; у волка, у лисы.
У медведя - медвежата; у волка, у лисы. И т. д.
«Кто чем питается?» Кора, трава, мох, мёд, грибы, ягоды. И т. д.
«Кто где живет?» Лиса живёт (где) - в норе; белка – в дупле, волк – в логове,
медведь – в берлоге., пушистый зайчик – под кустом И т. д.
«Кто кем будет?» «Кто кем был?»
Ежонок будет ежом. Лисёнок будет лисой. Волчонок будет волком.
Медвежонок будет медведем. Зайчик будет зайцем. Лосёнок будет лосём.
Барсучонок будет барсуком. И т. д.
Ёж был ежонком. Лиса была лисёнком. Волк был волчонком.
Медведь был медвежонком. Заяц был зайчонком. Лось был лосёнком.
Барсук был барсучонком. И т. д.
«Что у кого?» (детям предлагаются картинки с изображением зверей. Рассмотреть картинки и рассказать, какие части тела есть у того или иного животного. У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы. У него маленькие уши и маленький хвостик. И т. д.)
«Угадай и повтори» :
злой, голодный, серый. (волк).
Трусливый, длинноухий, серый. (заяц).
Хитрая, рыжая, хищная. (лиса).
Рыжая, маленькая, быстрая. (белка).
Большой, бурый, неуклюжий. (медведь)
«Кому что дадим?» (употребление Дательного падежа существительных). Мясо - волку; малину, мед - медведю, морковку - зайцу, яблоко - ежу, орехи, грибы - белке.
*Под соснами, под ёлками
лежит мешок с иголками (ёж).
*Кто зимой холодной
ходит злой, голодный? (волк).
*Трав копытами касаясь,
ходит по лесу красавец,
ходит гордо и легко,
рога раскинув высоко (олень).
* Что за зверь лесной
встал как столбик под сосной
и стоит среди травы,
уши больше головы? (заяц).
* Рыжая плутовка, хитрая, ловкая.
Хвост пушистый. Мех золотистый.
В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (Лиса).
* Кто с высоких толстых сосен
в ребятишек шишку бросил,
и в кусты через пенек
промелькнул, как огонек? (белка).
* Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придет весна,
просыпается от сна (медведь).
* Есть на речках лесорубы,
в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
строят прочные плотины. (Бобры)
Белка сушит сыроежки, Смотрит заинька в окно-за ночь снегу намело…
Лапой с ветки рвёт орешки. Во дворе снеговики чинят лыжи и коньки,
Все запасы в кладовой С гор несутся сани…
Пригодятся ей зимой. - Зайка, едем с нами!
Сидит белка на тележке, продает она орешки.
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке – сестричке
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальчика)
Воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.
Кому в платок, кому в роток, кому в лапочку.
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на елке – снег, снег,
А под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише…. Не шуметь»!
Учимся составлять предложения из четырех слов: существительное + глагол + существительное в Винительном падеже + существительное в Творительном падеже. Примеры:
Белка кормит бельчат орехами.
Кошка ловит муху лапой.
Белка рвет орешки лапой.
Медведица кормит медвежат медом.
Пересказ рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Лиса – дикое животное. Она живёт в лесу. У лисы маленькие лисята.
Мордочка у лисы вытянутая, остренькая.
Глазки у лисы чёрненькие и кругленькие, как бусинки.
Ушки остренькие, всегда стоят настороже.
Шубка у лисы рыжая, мягкая, тёплая, пушистая.
На горлышке у лисы беленький галстучек.
Лапки у лисы мягкие, а на концах лапок когти. Крадётся лиса осторожно, следы свои пушистым хвостом заметает.
Ночью лиса бегает в деревню и из курятника таскает кур.