Оксана Лавриненко
Рекомендации для родителей детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.
Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. Это определить наличие таких серьёзных дефектов, как глаукома, катаракта, и врожденное косоглазие. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребёнка, диагностируют косоглазие и амблиопию.
Публикация «Рекомендации для родителей детей с нарушением зрения» размещена в разделах
С трех до семи лет у детей развивается способность чётко видеть на больших расстояниях, так называемая аккомодация. В этот период особенно важно, чтобы во время занятий было хорошее освещение, чтобы он излишне не переутомлялся, использовал книжки с крупным шрифтом.
Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а да 12 и в 14-15 лет.
Очень важно при этом обследовать детей у офтальмолога в полном объё ме: бинокулярные функции, цветовое зрение, определить и уточнить рефракцию диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остро ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, воображения.
Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего мира, не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сосудистой системы.
Подобная ситуация порождает серьёзные психологические проблемы как у и у их родителей. Очень часто родители стремятся максимально облегчить ношу ребёнка, ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь. Другая крайность, когда родители как бы не обращают внимания на заболевание ребёнка, требуя от него многого. И в том и в другом случае у детей развиваются психологические расстройства, которые усугубляются длительностью лечения. Поэтому очень важно помочь эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.
А как же подготовить к школе ребёнка с нарушением зрения?
Общий девиз специализированных детских садов - Играя лечимся. Занят проводятся по специальной методике, позволяющей развивать зрительное вс детей, при этом специальные игры и упражнения стимулируют и активизируют тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в завис] зрения ребенка. Параллельно с детьми занимаются коррекцией нарушений речи, а также развивают движения пальцев и кистей рук.
Педагоги учат детей специальным навыкам, которые облегчают их повс жизнь. Дети приобретают и особые навыки безопасности.
1. Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка к которое весьма продолжительно.
2. Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логоп помощь.
3. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумиз работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
4. Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо многократно повторят в руку, вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для слепых и слаб детей.
5. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
6. Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры т детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояг ними.
7. Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: Бильярд Хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении уд объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстоя! ними.
8. Катание на велосипеде также вполне доступно детям с нарушениями зрени полезно, - естественно, под контролем взрослых.
9. Всем детям с нарушением зрения полезно играть с различными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскс зрения.
Упражнения для глаз
Упражнения для зрительно-двигательной ориентации
Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнен
выполнять стоя или сидя.
10. Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз. Упражнения для снятия усталости глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
2. Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
3. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на j 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 опустить руку.
4. Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и г его к глазам (в течение 3-5 сек).
5. Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой р; налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить уг перемещая палец слева направо.
6. Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не пс головы, глаза закрыты.
7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на конч 3-5 сек.
8. Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстояни] от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, i руку против часовой стрелки.