Елена Васильевна Алексеева
Развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность становится все более актуальным навыком для современных детей. Она включает в себя базовые знания о деньгах, финансовых отношениях, рациональном расходовании ресурсов и способность принимать взвешенные финансовые решения.
Работу по формированию этих компетенций у дошкольников следует начинать уже в дошкольном возрасте. Вначальном этапе обучения при организации работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников следует учитывать возрастные особенности детей этого возраста.
На начальном этапе необходимо:
1. Установить эмоциональный контакт и вызвать интерес к теме. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают новую информацию, если она вызывает у них живой интерес и положительные эмоции.
2. Сформировать первичные представления о деньгах и их функциях. Познакомить детей с монетами и купюрами разного достоинства, объяснить, для чего они нужны.
3. Ввести простейшие финансовые понятия. Объяснить, что такое «доход», «расход», «цена», «покупка», «продажа» в доступной для детей форме.
4. Наладить взаимодействие с родителями. Вовлечь их в процесс формирования финансовой грамотности, дать рекомендации по организации финансового воспитания в семье.
На начальном этапе эффективными будут следующие методы и формы работы:
• Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
• Чтение и обсуждение детских рассказов и сказок на финансовую тематику.
• Наблюдение за финансовыми операциями взрослых.
• Экскурсии в магазины, банки.
• Творческие задания (рисование, аппликации на финансовые темы).
• Беседы, обсуждения финансовых ситуаций.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста должно начинаться с установления эмоционального контакта, введения простейших понятий и организации разнообразных практических форм работы. Это создаст прочную основу для дальнейшего развития финансовой компетентности ребенка. Одним из эффективных методов развития финансовой грамотности у дошкольников являются дидактические игры. Они позволяют в доступной и увлекательной форме знакомить детей с финансовыми понятиями и моделировать различные финансовые ситуации.
Дидактические игры для развития финансовой грамотности.
1. Игры на распознавание денежных знаков. Такие игры учат детей различать монеты и купюры, определять их достоинство. Примеры игр «Собери все монеты», «Найди правильную сдачу», «Кто больше».
2. Игры на формирование представлений о продаже и покупке. Игры этой группы моделируют процесс купли-продажи, знакомят с профессиями продавца и покупателя. Примеры «Магазин», «Ярмарка», «Что купить на карманные деньги?»
3. Игры на развитие бережливости и экономии. Эти игры учат детей рационально расходовать имеющиеся ресурсы, планировать покупки. Например: «Копилка», «Семейный бюджет», «Что можно купить на заработанные деньги?»
4. Игры на знакомство с банковскими услугами. Такие игры знакомят дошкольников с работой банков, операциями по вкладам. Примеры игры: «Банк».
Систематическое использование дидактических игр по финансовой грамотности способствует формированию у детей дошкольного возраста базовых финансовых понятий и моделей поведения. Это закладывает основу для развития ответственности, предприимчивости и финансовой компетентности в будущем.
Одним из вариантов дидактической игры по формированию финансовой грамотности у дошкольников хотим вам предложить игру «Разложи монеты в банк, копилку, кошелек».
Цель игры: формировать у детей дошкольного возраста представления о деньгах, их назначении и достоинстве.
Задачи:
• Познакомить детей с монетами разного достоинства (1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.).
• Учить различать монеты по номиналу, соотносить их с игровыми атрибутами (банк, копилка, кошелек).
• Развивать навыки счета, логическое мышление.
• Воспитывать бережное отношение к деньгам. Оборудование: игровое поле с изображением банка, копилки и кошелька, наборы монет разного достоинства, карточки с заданиями.
Ход игры: Взрослый знакомит детей с игровым полем и монетами разного достоинства. Объясняет, что банк, копилка и кошелек используются для хранения и накопления денег. Детям раздаются карточки с заданиями, на которых изображены различные комбинации монет для хранения в банке, копилке, кошельке. Дети выполняют задания, раскладываю монеты в соответствующие «домики» на игровом поле. В ходе игры взрослый может задавать вопросы: «Сколько монет всего?», «Какого достоинства монета?», «Куда ты положишь эту монету?» После выполнения задания взрослый подводит итог игры, обсуждает с детьми, зачем нужно бережно относиться к деньгам, и куда их лучше складывать.
Игру можно усложнить, добавив в нее купюры разного достоинства. Усложнить задания на карточках – комбинация монет и купюр. Данная дидактическая игра способствует формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений о деньгах, их назначении и достоинстве, а также развитию математических навыков.