Татьяна Бобылева
Рекомендации для педагогов по использованию учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша»
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Публикация «Рекомендации для педагогов по использованию учебно-игрового пособия „Логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В дошкольной дидактике применяется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако не каждый из них способен оказывать комплексное воздействие, как на интеллектуальное развитие, так и на формирование познавательных процессов и математических способностей на протяжении всего дошкольного детства. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом – (красные, синие, желтые, размером – (большие и маленькие, толщиной – (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствует :
• Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
• Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развитию познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
• Развитию творческих способностей.
В настоящее время ООО «Корвет» выпускает учебно-методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша ( авторы: Л. Лабутина, Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн; рецензенты: З. А. Михайлова, М. Н. Полякова) : «Блоки Дьенеша для самых маленьких»(2-3 года, альбомы «Маленькие логики» и «Маленькие логики 2» (3-4 года, альбом "Лепим нелепицы" (4года); серия «Блоки Дьенеша для старших»(5-8лет) : альбом с заданиями №1. «Поиск затонувшего клада»; альбом с заданиями №2. «Праздник в стране Блоков»; альбом с заданиями №3. «Спасатели приходят на помощь», «Давайте вместе поиграем». В комплекты входят иллюстрированные вспомогательные материалы для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
В работе с детьми можно использовать готовые игры из комплектов, а можно придумать свои. Вначале можно провести с детьми такие игры, как «Дай мишке все синие блоки, зайке – все красные, лисичке – все желтые», «Угости Винни-Пуха круглыми печеньками (блоками, Пятачка – треугольными, Ослика Иа – прямоугольными, Тигру – квадратными», «Дай Мальвине все большие фигурки, а Буратино – маленькие», «Отбери для утят все толстые блоки, а для цыплят – тонкие», «Чудесный мешочек» (можно использовать разные варианты с усложнением: все фигурки складывать в мешок - ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам; затем ребенку можно предложить достать определенную фигуру (круг, квадрат, прямоугольник или треугольник, в дальнейшем по двум свойствам ( например: большой круг, тонкий квадрат, также можно предложить достать определенное количество названных блоков и др., «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Второй ряд», «Домино», «Найди лишнюю фигуру», «Волшебные фигуры», «Найди клад», «Найди колечко», «Где спрятался зайка?» и другие.
Методика проведения игры «Найди клад» :
Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
Материал: логические блоки Дьенеша, монетки, камешки, вырезанные картинки и т. п.
Содержание: выкладываем перед детьми сначала 8 разных блоков, и пока они не видят - под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Кладоискатели должны задавать наводящие вопросы, называя различные свойства блоков, а ведущий должен отвечать только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). Кладоискатель проверяет. Если находят клад, забирают его себе, если нет – продолжают поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.
При повторении игры блоки меняются по форме и цвету. В последующих играх используется большее количество блоков, при поиске клада указываются сразу два свойства, например: «Клад под красным большим блоком?» - «нет», и т. п. ; а в дальнейшем три свойства, например: «Клад под красным большим кругом?» - «да», и т. п.
Аналогично можно проводить игры «Найди колечко», «Где спрятался зайка?» : под блоками ведущий прячет изображение колечка, зайки, а дети, задавая вопросы ведущему, должны догадаться под каким блоком находится искомое. Кто правильно угадывает – берет картинку себе, или становится ведущим. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок. При повторении игр можно использовать варианты с усложнением (оперирование двумя, тремя свойствами блоков).
В дальнейшей работе с детьми можно использовать новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках-кодах графически. Так, цвет изображается пятном (красный, синий, желтый). Величина – силуэтом домика (большой, маленький). Форма – соответственно контурами фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый). Такая интерпретация кодировки свойств блоков позволяет перевести знания о свойствах блоков в умственный план. После освоения этих умений с детьми можно проводить игры, где необходимо самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек :
• «Засели домики»,
• «Угадай, какая фигура?»,
• «Найди свой домик»,
• «Поезд», «Поле чудес»,
• «Рассели жильцов»,
• «Космонавты»,
• «Муравьи»,
• «На свою веточку»,
• «Волшебный сундучок»,
• «Загадки»,
• «Магазин»,
• «Что получится?» и другие.
Методика проведения игры «Волшебный сундучок» :
Цель: усвоение понятий форма, величина, цвет, умение абстрагировать эти свойства, сравнивать.
Материал: три сундучка, набор блоков, карточки схемы со свойствами.
Содержание: дети смогут открыть волшебные сундучки, если подберут «ключ»(блок). На крышках сундучков находятся символы – «замочки» с обозначением свойств блоков. Дети открывают сундучки и находят там блок (он должен совпасть с «ключом»).
При повторении игры изменяются варианты использования карточек-схем свойств блоков.
Методика проведения игры «Что получится?» :
Цель: развивать представления о символическом изображении фигур, умения обобщать и сравнивать.
Материал: блоки Дьенеша; листы, сложенные пополам, наверху со схематичным описанием блоков (три свойства-форма, цвет, размер, расположенных в определенной последовательности; внутри – изображение предмета, который должен получиться из блоков; игрушка.
Содержание: мишка просит детей расколдовать его подарки, которые колдунья превратила в схемы. Дети подбирают нужные блоки к схемам и кладут их в последовательности, определенной на карточке. Должны получиться разные предметы (цыпленок, домик, машина, поезд и др.) Дети проверяют с подсказкой. Мишка благодарит детей.
Можно проводить игры с наличием элемента самопроверки - такие как:
• «Найди ключик Буратино»,
• «В каком домике спрятался зайка»,
• «Где медвежонок»,
• «В каком сундучке клад» и другие.
Смысл этих игр заключается в правильном выборе детьми дорожки, обозначенной карточками-схемами, ведущей к разным сундучкам, домикам, мешочкам, стульчикам и т. п., где и находится искомый предмет.
Благодаря целенаправленной систематической работе дети сразу определяют геометрическую фигуру, называют ее, группируют фигуры по определенному признаку (цвету, форме, размеру, толщине, сравнивают фигуры по самостоятельно выделенным свойствам, определяют форму предметов, отдельных их частей. Игры и упражнения с блоками Дьенеша помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиями, такими как: сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование.
Использование в работе с детьми предложенных игр и заданий с блоками Дьенеша, поможет вам добиться высоких результатов в освоении геометрического материала детьми.