Мария Горобченко
Рефлексивный анализ НОД по теме занятия согласно учебно-тематическому плану программы «Красивое тепло»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия согласно учебно-тематическому плану программы :
«Красивое тепло»
Цели НОД: Закреплять знания о цвете, материале, назначении предметов одежды – варежек. Познакомить детей с предметами рукотворного мира (рукавичками, варежками, перчатками, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас, развивать связную речь и формировать активный словарь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помогать другим,бережное отношение к вещам как к результату труда.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Характеристика этапов НОД:
Публикация «Рефлексивный анализ НОД по теме занятия согласно учебно-тематическому плану программы „Красивое тепло“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Этапы Название, содержание и цель этапа урока Вопрос для рефлексивного анализа Ответы аттестуемого
педагога
1 этап Организационный момент 1. Опишите особенности данного этапа, а также особенности привлечения внимания и включения воспитанников в совместную деятельность не дисциплинарными приёмами.
2. Какие приемы и методы используются Вами в целях формирования у воспитанников интереса и желания включиться в совместную деятельность? 1. Организационный момент помогает настроить воспитанников на положительный и благоприятный настрой для включения их в образовательную деятельность. Целью этого этапа является создание эмоционально-игрового настроения, доброжелательного отношения друг к другу. Для этого применяют психологический прием «улыбка», песни, хороводные игры, беседы по теме настроения, какой я сегодня, поделись радостью и т. д.
2. В целях формирования у воспитанников интереса и желания включиться в совместную деятельность я применила психологический прием - коммуникативную игру «Это мы, и ты, и я!»
Есть у солнышка дружок -
Голосистый петушок.
Хорошо когда дружок -
Голосистый петушок
Есть у солнышка друзья -
Это мы, и ты, и я!
Хорошо, когда друзья -
Это мы, и ты, и я!
2 этап Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия 3. Как Вами проводится вовлечение воспитанников в процесс формулирования целей совместной деятельности в соответствии с возрастными особенностями?
4. Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности воспитанников? 3. Воспитатель организует звонок зайчика, который делится своей проблемой – потерял рукавички, а зимой холодно, мороз. Перед детьми встает задача, как помочь зайчику, нужно найти решение.
Созданная проблема будет побуждать детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желание помочь кому-то, научиться самим, то есть выполнить работу, запланированную педагогом. Дети включаются в игру, проблемную ситуацию:
Высказывают свое мнение, сочувствуют, беседуют.
Осмысливают постановку цели.
4. Для актуализации знаний и способов деятельности воспитанников использовала:
- Беседы о времени года, одежде, Дети включаются в активную познавательно речевую деятельность, пополняли словарный запас.
- Рассматривали демонстративный материал различные клубочки, сравнивали, определяли цвет из каких ниток.
- Эксперимент: Рассматриваем варежки и ищем отличия. Возьмите каждый по рукавичке, какие они?
а) Цвет.
б) Размер (сравниваем какие больше, а какие меньше).
в) Тактильные ощущения (мягкая, пушистая, немножко колючая и т. д.)
Дети включаются в познавательно исследовательскую деятельность, рассматривают различные клубки, рукавички, трогают их руками, сравнивают.
- Игра «Найди пару».
3 этап ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения действий по задачам НОД 5. Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
6. В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям воспитанников?
7. Приведите примеры и проанализируйте организацию различных видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить программные задачи. 5. Примеры постановки проблемных вопросов:
- Ребята мне сейчас звонил из леса зайчик, у него случилась беда! Потерял зайка свои рукавички, зимой холодно без них. Как же нам ему помочь?
- Ребята я знала, что мы найдем решение и поможем зайчику. Нам надо найти, кто умеет вязать рукавички!
Игра «Найди пару».
- Ребятки, вы заметили, что все варежки перепутались, нам нужно потрудиться и найти им пару, только тогда мы сможем их отправить зайке! Вы поможете!
6. Новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям заключается в том, что демонстративный материал был насыщенный, представлен интересно, дети смогли потрогать, почувствовать тактильный контакт, запомнить ощущения, яркие образные представления, впечатления которые остались от предметов, все действия сопровождались речевой деятельностью. Материал подавался в игровой форме, что очень важно для возраста детей второй младшей группы.
7. Восприятие художественной литературы:
Выпал на дорожку беленький снежок.
Вышел на прогулку с мамой малышок.
Белые снежинки варежкой поймал
И снежок пушистый маме показал.
Игровая ситуация:
Бабушка Матрена:- И я, сижу вечерами около печки да вяжу варежки, носочки теплые. Я вам помогу отправить зайке рукавички! Посмотрите, сколько у меня клубочков. Показывает.
В. :- А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки?
-Правильно, из ниток, а эти нити шерстяные, называются - пряжа. Посмотрите, как они смотаны в клубочек. Какого цвета у бабушки Матрены клубочки?
Игровые ситуации, помогают детям включиться в активную познавательно речевую деятельность, дети пополняют словарь. Узнают новое.
Двигательная деятельность:
Физкультминутка
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Рукавички мы надели…
Содержание физкультминутки согласовывается с лексической темой занятия, поддерживает интерес к занятию, предупреждает переутомление детей.
Познавательно- исследовательская деятельность:
Эксперимент.
Рассматриваем варежки и ищем отличия. Возьмите каждый по рукавичке, какие они?
а) Цвет.
б) Размер (сравниваем какие больше, а какие меньше).
в) Тактильные ощущения (мягкая, пушистая, немножко колючая и т. д.)
г) Варежки связаны из шерстяных ниток, значит они? Шерстяные. А связаны из пуха? Пуховые.
Дети самостоятельно пробуют надеть варежки.
Данный эксперимент позволяет расширить знания детей о предмете рукотворного мира «рукавичке», пополнить словарь, самостоятельно применить свой опыт, развивать умение сравнивать предметы, закрепить знания цвете, математических величинах большая, меньше, маленькая рукавичка.
Игровая деятельность:
Пальчиковая игра «Маша варежку надела»
Тематическая пальчиковая игра способствует лучшему развитию памяти, обучению концентрации внимания на одном виде деятельности. Развивает мелкую моторику рук.
Игра «Найди пару»
Дети самостоятельно применяют полученные знания и опыт, берут варежки, находят ей пару и относят в коробочку для зайки. Подбирают по размеру, цвету, рисунку. Закрепляют умения и осознают нужность информации.
4 этап «Открытие» детьми новых знаний, способа действий 8. Приведите примеры и проанализируйте создания условий для сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
9. Приведите примеры и проанализируйте проведенную работу побуждения детей самостоятельно рассуждать, делать собственные умозаключения.
10. Приведите примеры и проанализируйте использование современных образовательных технологий в работе ДОУ. 8. Во время подготовки НОД я основывалась на особенности данного возраста, для развития детей использовала обогащённый сенсорный опыт детей посредством осязания, тактильного чувства, зрения, воспитанники начинают различать величину, форму, цвет предмета. На протяжении занятия была организована совместная деятельность воспитателя с детьми направленная на выполнение определенных задач, дети от меня получали готовую информацию, исследовательский поиск тоже совместная деятельность воспитателя с детьми. Проблемные ситуации, вопросы настраивали детей на самостоятельный интеллектуальный поиск.
На протяжении НОД сочетались две формы, была совместная деятельность детей и самостоятельная. Совместная деятельность в играх, опыте, беседах, рассматриваниях. Самостоятельная деятельность во время игры «Найди пару». Во время образовательной деятельности чередовались подвижные и статические формы активности. Занятие началось с коммуникативной игры, дети водили хоровод, показывали друзей. Сидя слушали проблемную ситуацию от зайки, встречали гостью бабушку Матрену. Подходили к бабушке рассматривали клубки, затем была физкультминутка, дети прыгали, топали, затем возвращались на свои места. После сидя беседуют, рассматривают сюрприз. Подходят к сундуку во время эксперимента: Рассматриваем варежки и ищут отличия, примеряют. Сидя делают пальчиковую игру. Свободно перемещаются во время игры «Найди пару» ищут пару, относят в коробок для посылки.
9. С целью побуждения детей самостоятельно рассуждать делать собственные умозаключения использовала:
Проблемную ситуацию
- Ребята мне сейчас звонил из леса зайчик, у него случилась беда! Потерял зайка свои рукавички, зимой холодно без них. Как же нам ему помочь?
- Ребята я знала, что мы найдем решение и поможем зайчику. Нам надо найти, кто умеет вязать рукавички!
Беседу с гостьей бабушкой Матреной и воспитателем по вопросам:
- Какое время года наступило? Когда на улице гуляли, вам было холодно или тепло?
- Почему вам было тепло?
- Как вы были одеты? (шапки, куртки, кофты).
Что мы с вами надеваем на руки, когда на улицу идем?
- ребятки кто вяжет нам теплые вещи, варежки, шарфы, шапочки?
- А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки?
Побуждают детей включаться в речевую деятельность, рассуждать, анализировать, высказывать мнение.
10. Технологии исследования
Эксперимент: Рассматриваем варежки и ищем отличия.
Игровые технологии
Коммуникативная игра «Это мы, и ты, и я!»
Игра «Найди пару».
Здоровье сберегающие технологии.
Физкультминутка
Пальчиковая игра «Маша варежку надела»
Личностно-ориентированная технология.
5 этап Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) 11. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
12. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом.
13. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного занятия.
14. Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
15. Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия? 11. Во время беседы дети поделились своими впечатлениями и рассказали, кто им связал рукавички, какие они. Своим рассказам они заинтересовали остальных ребят у кого дома не вяжут рукотворные изделия.
12. НОД «Красивое тепло» осуществлялось в рамках тематической недели «Одежда, шапки, рукавички, куртки». При проведении занятия использовались ранее изученного материала, например информация о рукавички из театральной деятельности музыкальной инсценировки русско-народной сказки «Рукавичка». Дети узнали, что рукавички одевают зимой, они очень теплые.
13. Диалоговые формы общения занятия :
Воспитатель: - Ребята мне сейчас звонил из леса зайчик, у него случилась беда! Потерял зайка свои рукавички, зимой холодно без них. Как же нам ему помочь?
Ответы детей:
Кира: - Зайка же замерзнет, на улице мороз. Может ему отдать свои рукавички?
Дамир: - Попросим маму, она купит в магазине.
Даня: - Бабушки и мамы вяжут рукавички.
Воспитатель:- Какое время года наступило? Когда на улице гуляли, вам было холодно или тепло?
Воспитатель: - Почему вам было тепло?
- Как вы были одеты? (шапки, куртки, кофты).
Что мы с вами надеваем на руки, когда на улицу идем?
Ответы детей:
Сеня: - Любим гулять.
Софья Г: - Было тепло, потому что у нас теплая одежда. Шарф, шапка, куртка, сапоги.
Дамир: - На нас теплая одежда.
Вероника:- На ручки одеваем варежки, на ножки сапожки.
Настя: - Ручкам тепло, потому что они в варежках.
Бабушка Матрена:
Посмотрите, сколько у меня клубочков. Показывает.
В. :- А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки?
-Правильно, из ниток, а эти нити шерстяные, называются - пряжа. Посмотрите, как они смотаны в клубочек. Какого цвета у бабушки Матрены клубочки, какие они?
Ответы детей:
Карина:- Клубочков много, они мягкие.
Даня: - Разные большие и маленькие.
Настя:- Мягкие, мохнатые они из ниток.
Ответы детей:
Даня: - Варежки вяжут из ниток.
Пополнение словаря детей: пряжа, клубочки, шерстяные.
Ответы детей:
Кира: - клубочки, красные, белые, зеленые, синие, розовые.
Софья П. : - Разноцветные клубочки!
Диалоговая речь направлена на формирование умений, необходимых для общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. В процессе диалоговых форм дети учатся высказывать свое мнение не перебивать собеседника, слушать мнение остальных участников беседы.
14. Большая часть НОД имеет фронтальную форму работы, индивидуальная форма проявляется во время игры «найди пару» и ведении диалога, где каждый из детей мог высказать свое мнение, проявить свою фантазию не зависимо от других.
15. Для создания эмоционального настроя, дружелюбной обстановки я применила психологический прием - коммуникативную игру «Это мы, и ты, и я!»
Физкультминутка
Пальчиковая игра «Маша варежку надела» помогает детям предотвратить переутомление, сохранить заинтересованность в НОД, снять эмоциональное напряжение.
6 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний. 16. Проанализируйте соответствие содержания НОД требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ.
17. Приведите примеры реализации в течение НОД системно-деятельностного подхода.
18. Какими методами организовано создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и опыта воспитанников. 16. Соответствие содержания НОД реализуется согласно с программой, четко отражается в модели для детей второй младшей группы. Учебная нагрузка соответствует требованиям. Длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышала 15 минут. Рабочая программа содержит перспективно-тематическое планирование в соответствии с ООП ДО МБДОУ ЦРР – д / с «Тюльпан». Занятие направленно на закрепление знаний о цвете, материале, назначении предметов одежды – варежек. На ознакомление детей с предметами рукотворного мира (рукавичками, варежками, перчатками, используя малые фольклорные жанры. Расширение словарного запаса, развитие связной речи и формирование активного словаря. Воспитание эмоциональной отзывчивости и желания помогать другим, бережное отношение к вещам как к результату труда.
17. Реализация системно-деятельного подхода я начала с создания внутренней потребности детей включения в образовательную деятельность путем заинтересованности, методом побуждения детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желанию помочь кому-то. Для этого использовался звонок на телефон воспитателя. Постановка и принятие детьми цели помочь зайчонку. В ходе дальней шей деятельности дети применяли полученные знания, анализировали, давали свои варианты ответов, сравнивали, рассматривали клубочки, рукавички, изучали. Давали ответы, опираясь на личные примеры и впечатления из жизни. Проводили сравнение, эксперимент, старались самостоятельно применить умения для того что бы помочь зайке. На итоговом этапе была организована рефлексия с детьми :
- Ребята если вам было интересно, и весело возьмите снежинку с улыбкой. Кому грустно и не понравилось, возьмите грустную снежинку!
18. Проблемные вопросы, игры, ситуация успеха.
7 этап Рефлексия 19. Как Вами организовано побуждение воспитанников к самооценке собственной и коллективной деятельности, к высказыванию удовлетворенности (неудовлетворенности) деятельностью (в соответствии с возрастом).
20. Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрировании, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач? 19. Использовала метод похвалы и вопросы.
Бабушка Матрена:- (Хвалит детей) Ребята, какие вы молодцы, справились с этой нелёгкой работой! Теперь вы знаете, что нужно потрудиться, что бы связать теплые варежки. Посмотрите, полную коробку собрали, теперь зайке и его друзьям будет тепло в наших рукавичках!
Дети вы рады, что смогли помочь Зайчику? Что нового вы сегодня узнали о варежках? Вам понравилось собирать варежки? А что было интереснее всего? А труднее? Дают оценку своей работе, выражают свое отношение о совместной деятельности. Учатся анализировать.
Рассматривают коробку, радуются, что сумели помочь зайчику.
20. Дети наглядно продемонстрировали степень удовлетворенности своей работы и эмоциональное настроение:
-Ребята если вам было интересно, и весело возьмите снежинку с улыбкой. Кому грустно и не понравилось, возьмите грустную снежинку!
- Я рада, что у нас все снежинки веселые! Я тоже возьму веселую снежинку, потому что мне было интересно и весело с вами помогать зайке!