Ирина Ветошникова
Рефлексия в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Рефлексия — процесс самопознания, анализ своих эмоций, чувств, состояний, реакций.
Глубина рефлексии во многом зависит от образованности, интеллектуального уровня, моральных качеств человека.
Рефлексия
Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается психологическим понятием «рефлексия»
Публикация «Рефлексия в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
Закончилась образовательная деятельность, творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка….
Место рефлексии в образовательном процессе
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими. Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы:Что он делал или что происходило?Что он чувствовал при этом?Как он участвовал в том, что происходило?Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Специфика рефлексии в ДОУ
В ДОУ обращение к внутреннему «я» ребенка осуществляется через рисунки, картинки, цвет.
В старших группах можно использовать вопросы. Во время проведения рефлексии можно включить спокойную музыку, приглушить яркий свет, предложить занять удобную позу и закрыть глаза.
Рефлексия в дошкольном возрасте – это диалог воспитанника со свои внутренним «я» и взгляд на себе и в себя при помощи вопросов взрослого.
Цель и виды рефлексии
Цель рефлексии : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п. При взаимодействии с детьми, педагог использует один из видов рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:1) физическую (успел – не успел, устал – не устал);2) психологическую ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);4) духовную (стал лучше – хуже).
ВАЖНО! Если физическая, психологическая и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА.
Способы организации рефлексии
«Огонек» можно проводить с детьми, анализируя прошедшее открытое занятие, праздник, или просто какое-то значимое событие в жизни группы. Свечу можно не передавать, а просто поставить в центр круга. Дети могут передавать по кругу какой-либо определенный предмет, например мягкую игрушку. Важно чтобы игрушка была мягкой на ощупь и ребенку было приятно брать её в руки.
С помощью жестов:Во! На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться. Хлопните! Топните!
«Метод пяти пальцев».Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем. М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг?С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог, чем порадовал?Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?
«Солнышко».Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. Моё настроение похоже на:* солнышко;* солнышко с тучкой;* тучку;* тучку с дождиком;* тучку с молнией.
«Радуга».Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги. Красный – не комфортно;Оранжевый – тревожно;Желтый – очень хотелось домой;Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;Голубой – интересно, занимательно;Синий – трудно, но интересно;Фиолетовый – скучно, не интересно.
«Снежный ком».Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.
Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:Что у тебя получилось лучше всего?Кто помог тебе сегодня?Что у тебя не получилось и почему?Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?Что было самым трудным?Что было самым интересным?Что ещё не получается?Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д. Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофоры.
«По выбору».
Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.
«Оценка».
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
«Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»
исправил…
сделал…
добавил
похвалил
Свободный микрофон.
Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.
Настроение в лучах солнца. На магнитную доску прикрепляется два смайлика – одно грустное, другое веселое. Детям предлагается прикрепить свой смайлик к выбранному изображению. Аналогично проводится «Погодное настроение». Таким образом, педагог определяет эмоциональное состояние группы. Затем можно провести индивидуальные беседы с детьми.
«Дерево успеха». Задача каждого ребенка взять лист определенного цвета, расположить его на дереве.
«Лесенка успеха», где участники группы выбирают себе место на лестнице.
«Ваза настроения». Выбирается цветок и располагается в определенной вазе.