МААМ-картинки

Рефлексия в образовательном процессе ДОО

Ирина Ветошникова
Рефлексия в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Рефлексия — процесс самопознания, анализ своих эмоций, чувств, состояний, реакций.

Глубина рефлексии во многом зависит от образованности, интеллектуального уровня, моральных качеств человека.

Рефлексия

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается психологическим понятием «рефлексия»

Публикация «Рефлексия в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах

Закончилась образовательная деятельность, творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка….

Место рефлексии в образовательном процессе

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими. Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы:Что он делал или что происходило?Что он чувствовал при этом?Как он участвовал в том, что происходило?Какие при этом испытывал трудности? и т. д.

Специфика рефлексии в ДОУ

В ДОУ обращение к внутреннему «я» ребенка осуществляется через рисунки, картинки, цвет.

В старших группах можно использовать вопросы. Во время проведения рефлексии можно включить спокойную музыку, приглушить яркий свет, предложить занять удобную позу и закрыть глаза.

Рефлексия в дошкольном возрасте – это диалог воспитанника со свои внутренним «я» и взгляд на себе и в себя при помощи вопросов взрослого.

Цель и виды рефлексии

Цель рефлексии : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п. При взаимодействии с детьми, педагог использует один из видов  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:1) физическую (успел – не успел, устал – не устал);2) психологическую ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);4) духовную (стал лучше – хуже).

ВАЖНО! Если физическая, психологическая и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь индивидуально и без огласки результатов.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА.

Способы организации рефлексии

«Огонек» можно проводить с детьми, анализируя прошедшее открытое занятие, праздник, или просто какое-то значимое событие в жизни группы. Свечу можно не передавать, а просто поставить в центр круга. Дети могут передавать по кругу какой-либо определенный предмет, например мягкую игрушку. Важно чтобы игрушка была мягкой на ощупь и ребенку было приятно брать её в руки.

С помощью жестов:Во! На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться. Хлопните! Топните!

«Метод пяти пальцев».Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем. М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг?С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог, чем порадовал?Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

«Солнышко».Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. Моё настроение похоже на:* солнышко;* солнышко с тучкой;* тучку;* тучку с дождиком;* тучку с молнией.

«Радуга».Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги. Красный – не комфортно;Оранжевый – тревожно;Желтый – очень хотелось домой;Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;Голубой – интересно, занимательно;Синий – трудно, но интересно;Фиолетовый – скучно, не интересно.

«Снежный ком».Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:Что у тебя получилось лучше всего?Кто помог тебе сегодня?Что у тебя не получилось и почему?Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?Что было самым трудным?Что было самым интересным?Что ещё не получается?Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д. Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофоры.

«По выбору».

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.

«Оценка».

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Если бы я был…»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»

исправил…

сделал…

добавил

похвалил

Свободный микрофон.

Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.

Настроение в лучах солнца. На магнитную доску прикрепляется два смайлика – одно грустное, другое веселое. Детям предлагается прикрепить свой смайлик к выбранному изображению. Аналогично проводится «Погодное настроение». Таким образом, педагог определяет эмоциональное состояние группы. Затем можно провести индивидуальные беседы с детьми.

«Дерево успеха». Задача каждого ребенка взять лист определенного цвета, расположить его на дереве.

«Лесенка успеха», где участники группы выбирают себе место на лестнице.

«Ваза настроения». Выбирается цветок и располагается в определенной вазе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рефлексия в образовательном процессе ДОО
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 07:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рефлексия в образовательном процессе ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ветошникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД