Юлия Новицкая
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФОП. Подготовила Новицкая Ю. А.
«Рефлексия – наблюдение ума за своей собственной деятельностью»
Джон Локи В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования является социально- коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и др. Все выше перечисленные
Публикация «Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФОП» размещена в разделах
качества можно развить при обучении рефлексии.
Итак, что же такое рефлексия? Вот определение из Википедии:
Рефл ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние.
Рефлексия из краткого словаря психологических терминов:
(лат. reflexio — обращение назад) — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Понятие «рефлексия» по толковому словарю Ожегова это - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Цель рефлексии : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
Цель рефлексии для ребенка.
Не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому способ, понятый и принятый обучаемым как эффективный, позволяет строить ему свою учебную деятельность, решает проблему осознания средств собственного развития.
Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности (виды) :
1. физическую (успел – не успел);
2. сенсорную ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
II. Рефлексия деятельности.
III. Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Этап занятия Задачи Приемы Вопросы
В начале занятия Установления эмоционального
контакта с группой Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально- художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). • Заставил задуматься…
• Навел на размышления…
• Я почувствовал, что…
• Было интересно…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
• Мне больше всего удалось…
• Моё настроение…
В конце
деятельности. Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия в раннем возрасте.
Целесообразно проводить рефлексию в начале НОД (I половина года, то есть мы настраиваем ребёнка на занятие и применяем рефлексию, как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми.
Какие же формы рефлексии можно применить?
Карточки с изображением лица «Смайлики» (грустного, веселого);
Мы предлагаем ребенку посмотреть на два лица: первое
- веселое, радостное, а второе - грустное и печальное. Какую ты выберешь. Ребенок чаще будет выбирать веселый смайлик, это позволит ему положительно настроиться на взаимодействие с взрослым и сверстниками. А самое главное ребенок учится делать выбор самостоятельно. “Солнышко” – мне радостно, “тучка” – мне грустно. Мы так же предлагаем ребенку сделать выбор, чаще всего ребенок будет делать выбор в пользу солнышка, оно ярче, веселее. Но это тоже – самостоятельный выбор ребёнка и настройка на позитив.
Данная рефлексия также закрепляет знания о цвете: желтый и синий.
Солнышко и тучка могут быть изготовлены из картона или из ткани (детали глазки, ротик можно изготовить из больших пуговиц) это будет еще и развитие мелкой
моторики.
Весенняя полянка
Данная рефлексия помогает настроить эмоционально ребенка на занятие и получение знаний, так же её можно использовать утром, если ребенок плачет, это способствует улучшению настроения.
Полянка изготавливается в виде вот такого коврика, так же коврик используется для развития мелкой моторики. Можно так же сделать отдельно коврики с фруктами и овощами, ребё нку предлагается сделать выбор: выбери фрукты или овощи, так же идет закрепление знаний ребенка. Светофор.
Мы часто применяем рефлексию настроения в режимных моментах.
Например: можно взять кружочки красного и зеленого цвета. Красный – я веселый, зеленый мне грустно. Фраза педагога «Выбери красный кружочек, если у тебя хорошее настроение, зеленый – если тебе грустно» позволяет ребенку не только сделать свой выбор, но и приучает внимательно слушать воспитателя и выполнить правильно задание и тогда уже в старшем дошкольном возрасте дети могут адекватно оценивать свои знания, справился или не справился. А, также, что очень важно, ребёнок приучается прислушиваться к
себе, к своим чувствам и ощущениям.
• Елочка с новогодними игрушками
Когда зима и Новый год, - будет актуальна рефлексия «Елочка».
Мы заготавливаем елочку, она может быть нарисована на ватмане или на Листе А3, так же можно сделать из фетра (ребенку будет интересно тактильный контакт). Так же изготавливаются шары или бантики ( из основных цветов для данного возраста: красный, синий, желтый и зеленый.)
Ребенок повторит цвета, так же закрепляются знания о дереве - елка, ну и как в предыдущих вариантах - учится делать выбор.
Можно задавать вопросы: «Тебе было интересно играть сегодня с друзьями, или не интересно?», тем самым мы побуждаем ребенка к общению со своими сверстниками, выявляем проблемы замкнутости у детей.
Паровозик с животными (с 2, 5 – 3 лет).
Мы берем паровозик с разноцветными вагончиками и предлагаем детям выбрать цвет вагончика. Например: если было интересно, выбрать вагончик красного цвета
и разместить в нем домашних животных, если было не “Радостный зайчик” – всё хорошо, “грустный зайчик” – грустно.
У радостного зайчика в лапках морковка, а у грустного зайчика морковки нет.
Данный вид рефлексии учит детей делать выбор,
интересно выбрать вагончик зеленного цвета и никого в нём не размещать». сравнивать
С детьми младшего дошкольного возраста используют так же рефлексию настроения и эмоционального состояния. Целесообразна в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Педагог предлагает оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается, обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:
• радостный,
• улыбающийся,
• задумчивый/грустный,
• слезливый,
• сердитый.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Обучает сознательному контролю, планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их правильности. (Оценка тех правил действий, с которыми знаком ребенок).
Начинаем применять со среднего дошкольного возраста.
Применение рефлексии деятельности в конце занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя, например, прием «лестницы успеха». Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что ребенок умеет? Что может? Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Дошкольник не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы.
Этап
занятия Задачи Приемы Вопросы
В конце занятия. оценить активность каждого на разных этапах занятия, Эффективнос ть решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) прием
«лестницы успеха».
«Рефлексивный экран».
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. • У меня получилось…
• Я научился….
В конце учебного занятия детям предлагается устно закончить следующие предложения.
"На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался"; "Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…"; "После занятия мне захотелось…"; "Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…";
"Было интересно…"; "Было трудно…";
"Я понял, что…"; "Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…"; "Я научился…";
"Меня удивило…" и т. п.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания, понимания и запоминания содержания пройденного, для оценки информации по степени значимости и практической направленности, установление логических связи между приобретенными сведениями.
Этап занятия Задачи Приемы Вопросы
при
подведении итогов работы по
тематическому блоку, просто в конце дня или по
завершению проекта выявления уровня осознания содержания пройденного,
выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием
«дерева целей», оценки
«приращения» знаний и достижения целей (высказывания - Я не знал… - Теперь я знаю). я выполнял задание… я почувствовал, что. я приобрел…
я понял, что… я научился…
у меня получилось… я смог…
я попробую сам… мне захотелось…
Самым интересным было…. У меня появилось желание… Я познакомился…
Самым сложным для меня было…. Я не знал…., а теперь знаю….
Для меня было открытием то, что…
Мне показалось важным…
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).
Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы: Что он делал или что происходило?
Что он чувствовал при этом?
Как он участвовал в том, что происходило? Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.
На ответах на эти вопросы уже можно строить размышления о целях данной работы, о способах и этапах ее реализации, что приводит, в конечном итоге, к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.
Правила обучения рефлексии
• Рефлексия не должна доставлять ребёнку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает.
• Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности.
• Рефлексия должна быть построена в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности.
• Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
• Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
• Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию универсальных учебных действий.
Коммуникативные способы рефлексии :
«Огонёк общения» (Дети в кругу, обнявшись за плечи, проговаривают то, что было самым интересным);
«Сердечко» ( Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят: «Сегодня меня порадовало…»,
«Сегодня меня огорчило…»);
«Подарки» (Ребёнок дарит медальки (цветочки) трёх разных цветов тем, кому посчитает нужным. Например, голубой – самому вежливому в общении, зелёный – самому покладистому (уступчивому, оранжевый – самому скромному. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему)
Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
Ко всему сказанному можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать организованную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка. А чтобы подобная рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в уже группах раннего возраста.
Не зря говорят - все в наших руках.
Пока мы задаём себе вопросы, - мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.
Важно помнить!
Если человек не рефлексирует, не осуществляет самоанализ своей деятельности и деятельности своих воспитанников, её результатов, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса;
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГА -
Исследовать, изучать свои собственные достижения и «провалы» для «шлифования» своего профессионального мастерства, осмысливать свои профессиональные позиции, свои ценности, принципы;
Постоянно задавать себе вопросы: Кто я?
В чем моя роль?
Во имя чего я работаю? Что следует изменить?
Что помогло достичь таких результатов?
Какие следует создать условия для развития ребёнка?
Каковы перспективы моего развития и развития каждого воспитанника? Желание педагога учиться у других коллег;
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ В ПРОЦЕССАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
• СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ (переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались о людях в процессе общения с ними);
• КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ (осознание педагогом того, как его воспринимают, оценивают, т. е. – «Я – глазами других»);
• ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, осознание собственных действий, самопознание).
Следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Работа над собой - это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни.
Рисуем настроение. На общем листе ватмана с
помощью красок каждый ребёнок рисует своё
скучно. «Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось,
настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в
течение минуты).
Затем лист передаются по кругу. Задача каждого
определить настроение друга и дополнить его,
дорисовать. После этого обсуждают
получившийся рисунок.
Чтобы определить настроение по цвету можно
применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый)
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки (цветок, цветки (зеленый листик, птички (плоды) прикрепляются на общем
– радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, дереве (поляне).
Воспитатель договаривается с детьми о значении
возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета
– это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение; цветов или размеров этих предметов.
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
Жёлтый листик – неудовлетворённость.
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки, на которых они рисуют своё
настроение и прикрепляют на ёлочку.
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
«Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой, тучку,
тучку с дождиком, тучку с молнией.
«Моё состояние», «Лестница успеха»
Ребёнок помещает изображение человечка на
соответствующую ступеньку лесенки.
Уверен в своих знаниях…
В основном уверен…
Нужно ещё повторить…
Нуждаюсь в помощи…
«Цветик-многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого
наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Комфортно
Уверен в
Хорошо своих силах
Плохо
«Мишень»
(рефлексия работы в паре, малой группе) Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность другого ребенка (детей) «Пантомима»
Детям предлагается с помощью пантомимы
показать результаты своей работы. Например,
руки вверх – довольны, голова вниз – не
довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)
Две стеклянные/пластиковые банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой –
«Я не справился» (знак «–»). Дети бросают фишки-ягодки в разные банки в зависимости от
результатов.
1. Медникова Л. А. Рефлексивная деятельность младшего школьника [Текст] / Л. А. Медникова //Наука и школьная практика. – 2008. – №1.
2. Филоненко А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Филоненко // Молодой ученый.
— 2014. — №8. — С. 892-894.