Ридчук Анастасия Сергеевна
Речевые задачи при организации сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра (творческая или сюжетно-ролевая, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, мышление и речь. Всю жизнь ребенок растет, играя. С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении.
Публикация «Речевые задачи при организации сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно побуждаю к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Человек только тогда становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного опыта, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.
Всё это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых – родителей и педагогов - помочь ребенку овладеть устной речью.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение, для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Овладение средствами общения и использование вербальных и невербальных средств общения, помогают развивать интегративные качества дошкольников.
Дети могут:
— Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
— Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
— Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
— Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
— Рассказывать истории, что является следствием развития фантазии.
В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно - ролевыми играми, постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно - ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. Не стоит забывать и о задачах которые в себя вкладывает сюжетно – ролевая игра.
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно – ролевой игры являются следующие:
• Обучать детей формированию диалогической речи как средство коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы;
• Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета;
• Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме;
• Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора;
• Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства;
• Учить говорить связно и образно;
• Учить контролировать себя и других во время речевого общения;
• Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей;
• Формировать социально-нравственное отношение детей друг с другом и со взрослыми;
• Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению;
• Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев;
• Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении;
• Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни;
• Расширять общий кругозор детей.
Сюжетно ролевые игры помогают выработать чувство языка, умение правильно произносить слова, усваивать грамматические нормы, помогают в игровой форме преодолевать трудности речевого развития, такого как связная речь. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, развивает уверенность в себе.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития : обогащение и развитие словаря, формирование грамматического строя речи.
В дошкольном детстве не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Речь его в целом не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.