Ольга Стерина-Королева
Консультация для воспитателей «Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые
(Лексико-грамматические) игры и упражнения
Подготовила воспитатель
комбинированной группы
Стерина-Королева Ольга Николаевна
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Не стоит забывать, что речь – это Высшая Психическая Функция (ВПФ, психический процесс, и её развитие зависит от ряда факторов, в том числе и от развития других, познавательных психических процессов. Поэтому игры и упражнения, на первый взгляд, развивающие тактильные ощущения или внимание, также развивают и ВПФ.
Учитывая психолингвистические представления о слове, смысловую составляющую слова, закономерности формирования лексики при нормальном речевом развитии и у дошкольников с речевой патологией формирование лексики проводится по определё нным направлениям:
• Расширение объёма словаря вместе с расширением представлений об окружающем мире, а так же формирование познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти, внимания и др.);
• Формирование семантической структуры слова (наличие в слове семантических компонентов (значений, лексико-семантических вариантов) разных видов. Каждое значение имеет несколько семантических признаков);
• Уточнение значения слов;
• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из активного в пассивный словарь;
• Организация семантических полей, лексической системы.
Речевые нарушения и признаки недоразвития речи ограничивают познавательные возможности дошкольника. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые методы работы, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такими методами, несущими особые коррекционные и развивающие возможности являются: игры с использованием слова педагога, проговаривание скороговорок и пословиц, разгадывание кроссвордов и шарад и др. речевых игр и упражнений.
Игры и задания подбираются с учётом уровня индивидуального речевого развития ребёнка, меняется степень их сложности, количество повторений, длительность выполнения. Проводить игры можно как визуально (с использованием карточек, так и аудиально (восприятие на слух).
В нашей презентации мы представим несколько вариантов игр, которыми мы пользуемся. Вашей задачей будет определить какие задачи, помимо развития речи, решаются в данных играх.
Основные направления в подборе игр, развивающих лексический строй :
Игры, направленные на развитие ассоциаций («На что похоже»);
Игры, направленные на развитие умения классифицировать предметные картинки по группам («Разложи по группам»);
Игры, направленные на развитие умения исключать лишний предмет из тематической группы («Найди лишний предмет»);
Игры, направленные на сравнение двух и более предметов («Назови лишнее слово»);
Игры, направленные на развитие умения находить общее в группе предметов («Разложи картинки по сходству»);
Игры, направленные на формирование умения объединять предметы в тематические группы («Назови одним словом»);
Игры, направленные на развитие умения сравнивать предметы («Найди сходство и отличия»);
Игры, направленные на развитие умения подбирать слова по аналогии («Пара к паре»);
Игры, направленные на развитие умения объяснять значение слов («Для чего»);
Игры, направленные на обогащение семантических полей («Что бывает»);
Игры, направленные на развитие умения называть части предметов («Назови части»);
Игры, направленные на определение предмета по его признакам («Отгадай по описанию»);
Игры, направленные на усвоение синонимов («Найди слова – приятели»);
Игры, направленные на усвоение антонимов («Скажи наоборот»);
Игры, направленные на усвоение омонимов («У кого? У чего?»);
Игры, направленные на развитие умения подбирать признаки к действиям («Как?»);
Игры, направленные на развитие умения подбирать действия к предметам («Кто что умеет делать?»);
Игры, направленные на развитие умения подбирать предмет к действиям («Кто это делает?»);
Игры, направленные на составление предложений («Придумай, о чём может идти речь»).
2. Методы логопедической работы по развитию грамматики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развитие грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи проводится в следующих направлениях:
• Развитие словообразования
• Работа над родственными словами
• Работа над словоизменением
Работа педагога направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования других частей речи происходит последовательно и параллельно. Начинается работа, как правило, с закрепления наиболее простых словообразовательных моделей с использованием наглядного материала.
Основные направления в подборе игр, развивающих грамматический строй:
Словообразование существительных:
Игры, направленные на развитие умения образовывать уменьшительно – ласкательные формы («Назови ласково», «Уменьши»);
Игры, направленные на развитие умения образовывать слова со значением вместилища («Образуй по образцу: суп – супница»);
Игры, направленные на развитие умения образовывать слова со значением единичности («Образуй по образцу: бусы – бусинка»);
Игры, направленные на развитие умения образовывать название детёнышей;
Игры, направленные на развитие умения образовывать существительные, обозначающие профессии;
Словообразование глаголов:
Игры, направленные на развитие умения образовывать глаголы совершенного вида («Я делал, ты сделал»);
Игры, направленные на развитие умения образовывать глаголы несовершенного вида («Я сделал, ты делаешь»);
Игры, направленные на развитие умения дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы («Чем отличаются слова?»);
Игры, направленные на развитие умения дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками («Объясни разницу» пр: входит – выходит).
Словообразование прилагательных:
Игры, направленные на развитие умения образовывать притяжательные прилагательные («Чьи хвосты?»);
Игры, направленные на развитие умения образовывать качественные прилагательные («Сравни предметы»);
Игры, направленные на развитие умения образовывать относительные прилагательные («Как?»).
Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов) :
Игры, направленные на развитие умения подбирать родственные слова («Подбери слова – родственники»);
Игры, направленные на развитие умения образовывать сложные слова («Придумай одно слово вместо двух»).
Работа над изолированным словоизменением, словоизменением в словосочетаниях, предложениях, связной речи:
1. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы существительных («Что в магазине»);
2. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы глаголов («Чем можно?»);
3. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы прилагательных («Какой это предмет?»);
4. Игры, направленные на развитие умения употреблять предлоги («Что где находится?»);
5. Игры, направленные на развитие умения согласовывать части речи в роде, числе, падеже («Найди по цвету»);
6. Игры, направленные на развитие умения формировать нераспространённые предложения («Подбери действие»);
7. Игры, направленные на развитие умения формировать распространённые предложения из 3-4-ёх слов («Исправь ошибки»);
8. Игры, направленные на развитие умения формировать предложения с однородными членами («Опиши предмет»);
9. Игры, направленные на развитие умения формировать сложносочинённые предложения («Закончи предложения»);
10. Игры, направленные на развитие умения формировать сложноподчинённые предложения («Найди причину»);
11. Игры, направленные на развитие умения пересказывать простой текст («Послушай и перескажи»);
12. Игры, направленные на развитие умения пересказывать по сюжетной картине (и без опоры на неё);
13. Игры, направленные на развитие умения пересказывать по серии сюжетных картин (и без опоры на них);
14. Игры, направленные на развитие умения составлять рассказ на заданную тему.