МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения»

Ольга Стерина-Королева
Консультация для воспитателей «Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевые

(Лексико-грамматические) игры и упражнения

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель

комбинированной группы

Стерина-Королева Ольга Николаевна

Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения“» размещена в разделах

1. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Не стоит забывать, что речь – это Высшая Психическая Функция (ВПФ, психический процесс, и её развитие зависит от ряда факторов, в том числе и от развития других, познавательных психических процессов. Поэтому игры и упражнения, на первый взгляд, развивающие тактильные ощущения или внимание, также развивают и ВПФ.

Учитывая психолингвистические представления о слове, смысловую составляющую слова, закономерности формирования лексики при нормальном речевом развитии и у дошкольников с речевой патологией формирование лексики проводится по определё нным направлениям:

• Расширение объёма словаря вместе с расширением представлений об окружающем мире, а так же формирование познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти, внимания и др.);

• Формирование семантической структуры слова (наличие в слове семантических компонентов (значений, лексико-семантических вариантов) разных видов. Каждое значение имеет несколько семантических признаков);

• Уточнение значения слов;

• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из активного в пассивный словарь;

• Организация семантических полей, лексической системы.

Речевые нарушения и признаки недоразвития речи ограничивают познавательные возможности дошкольника. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые методы работы, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такими методами, несущими особые коррекционные и развивающие возможности являются: игры с использованием слова педагога, проговаривание скороговорок и пословиц, разгадывание кроссвордов и шарад и др. речевых игр и упражнений.

Игры и задания подбираются с учётом уровня индивидуального речевого развития ребёнка, меняется степень их сложности, количество повторений, длительность выполнения. Проводить игры можно как визуально (с использованием карточек, так и аудиально (восприятие на слух).

В нашей презентации мы представим несколько вариантов игр, которыми мы пользуемся. Вашей задачей будет определить какие задачи, помимо развития речи, решаются в данных играх.

Основные направления в подборе игр, развивающих лексический строй :

Игры, направленные на развитие ассоциаций («На что похоже»);

Игры, направленные на развитие умения классифицировать предметные картинки по группам («Разложи по группам»);

Игры, направленные на развитие умения исключать лишний предмет из тематической группы («Найди лишний предмет»);

Игры, направленные на сравнение двух и более предметов («Назови лишнее слово»);

Игры, направленные на развитие умения находить общее в группе предметов («Разложи картинки по сходству»);

Игры, направленные на формирование умения объединять предметы в тематические группы («Назови одним словом»);

Игры, направленные на развитие умения сравнивать предметы («Найди сходство и отличия»);

Игры, направленные на развитие умения подбирать слова по аналогии («Пара к паре»);

Игры, направленные на развитие умения объяснять значение слов («Для чего»);

Игры, направленные на обогащение семантических полей («Что бывает»);

Игры, направленные на развитие умения называть части предметов («Назови части»);

Игры, направленные на определение предмета по его признакам («Отгадай по описанию»);

Игры, направленные на усвоение синонимов («Найди слова – приятели»);

Игры, направленные на усвоение антонимов («Скажи наоборот»);

Игры, направленные на усвоение омонимов («У кого? У чего?»);

Игры, направленные на развитие умения подбирать признаки к действиям («Как?»);

Игры, направленные на развитие умения подбирать действия к предметам («Кто что умеет делать?»);

Игры, направленные на развитие умения подбирать предмет к действиям («Кто это делает?»);

Игры, направленные на составление предложений («Придумай, о чём может идти речь»).

2. Методы логопедической работы по развитию грамматики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи проводится в следующих направлениях:

• Развитие словообразования

• Работа над родственными словами

• Работа над словоизменением

Работа педагога направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования других частей речи происходит последовательно и параллельно. Начинается работа, как правило, с закрепления наиболее простых словообразовательных моделей с использованием наглядного материала.

Основные направления в подборе игр, развивающих грамматический строй:

Словообразование существительных:

Игры, направленные на развитие умения образовывать уменьшительно – ласкательные формы («Назови ласково», «Уменьши»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать слова со значением вместилища («Образуй по образцу: суп – супница»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать слова со значением единичности («Образуй по образцу: бусы – бусинка»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать название детёнышей;

Игры, направленные на развитие умения образовывать существительные, обозначающие профессии;

Словообразование глаголов:

Игры, направленные на развитие умения образовывать глаголы совершенного вида («Я делал, ты сделал»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать глаголы несовершенного вида («Я сделал, ты делаешь»);

Игры, направленные на развитие умения дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы («Чем отличаются слова?»);

Игры, направленные на развитие умения дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками («Объясни разницу» пр: входит – выходит).

Словообразование прилагательных:

Игры, направленные на развитие умения образовывать притяжательные прилагательные («Чьи хвосты?»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать качественные прилагательные («Сравни предметы»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать относительные прилагательные («Как?»).

Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов) :

Игры, направленные на развитие умения подбирать родственные слова («Подбери слова – родственники»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать сложные слова («Придумай одно слово вместо двух»).

Работа над изолированным словоизменением, словоизменением в словосочетаниях, предложениях, связной речи:

1. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы существительных («Что в магазине»);

2. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы глаголов («Чем можно?»);

3. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы прилагательных («Какой это предмет?»);

4. Игры, направленные на развитие умения употреблять предлоги («Что где находится?»);

5. Игры, направленные на развитие умения согласовывать части речи в роде, числе, падеже («Найди по цвету»);

6. Игры, направленные на развитие умения формировать нераспространённые предложения («Подбери действие»);

7. Игры, направленные на развитие умения формировать распространённые предложения из 3-4-ёх слов («Исправь ошибки»);

8. Игры, направленные на развитие умения формировать предложения с однородными членами («Опиши предмет»);

9. Игры, направленные на развитие умения формировать сложносочинённые предложения («Закончи предложения»);

10. Игры, направленные на развитие умения формировать сложноподчинённые предложения («Найди причину»);

11. Игры, направленные на развитие умения пересказывать простой текст («Послушай и перескажи»);

12. Игры, направленные на развитие умения пересказывать по сюжетной картине (и без опоры на неё);

13. Игры, направленные на развитие умения пересказывать по серии сюжетных картин (и без опоры на них);

14. Игры, направленные на развитие умения составлять рассказ на заданную тему.

Публикации по теме:

«Упражнения и игры для формирования бинокулярного зрения». Консультация для воспитателей и тифлопедагогов Упражнения и игры для формирования бинокулярного зрения. Для формирования бинокулярного зрения у детей во время обязательных занятий, лечебных.

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Ритмическое упражнение «Осень» Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

«Речевые игры по дороге в детский сад». Консультация для родителей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6 "Буратино" воспитатель Середа Татьяна Петровна Содержание: Сегодня.

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» Речевые игры по дороге в детский сад (для детей старшего дошкольного возраста) Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом.

Лексико-грамматические игры «Овощи» для детей средней группы • «Большой— маленький» огурец — огурчик, помидор — помидорчик (перец, капуста, картошка, лук, горох) • «Один — много» огурец — огурцы,.

Мастер-класс «Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» .

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» Каждое утро мы отводим наших дошколят в детский садик. У одних он находится в шаговой доступности от дома, а другим приходится добирать.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Дорогие родители, каждое утро вместе с ребенком Вы совершаете путешествие.

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский.

Технологическая карта для занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лексико-грамматические упражнения» Технологическая карта Дата проведения: 2 Октября 2019г. Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 09:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Стерина-Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД