Мария Александровна Соловьева
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Речевые игры
по дороге в детский сад»
Дорогие родители, каждое утро вместе с ребенком Вы совершаете путешествие от дома до детского сада. Чтобы
в дороге было интересно и весело, мы предлагаем коллекцию игр для развития речи.
Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.)
Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают? (идут по дороге)
Синичка и дятел – кто это? (птицы)
Деревья и цветы – что делают?
Публикация «Консультация для родителей „Речевые игры по дороге в детский сад“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры по дороге в детский сад
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Темочки
Кошка и собака – что делают?
Льется и журчит – что это?
Шумит и дует – что это?
Дождь и снег – что делают?
И т. д.
Игра «Ручка в ручке» (закрепление многозначности слова)
Например:
Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении многозначные слова.
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок с черным язычком,
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко,
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках,
Танцует под гармошку.
(И. Токмакова)
Вспомните многозначные слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок, игла, шляпка …и поиграйте с ребенком.
Игра «Цепочка слов» (закрепление умения выделять первый и последний звук в слове)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова.
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)
Например:
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.)
Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д.
Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов).
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и т. д.
Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала) : мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает – постирал, рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал и т. д.
Игра «Ты идешь и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты приходишь и я прихожу.
Ты выходишь и я выхожу.
Ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить)
Игра «Из чего состоит?»
Стул состоит из… спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из… рукавов, воротника, карманов, пуговиц. И т. д.
Игра «Кто кем был раньше?»
Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше семечком. И т. д.
Игра «Что общего?»
Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Оба могут быть игрушечными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки, они зеленые. И т. д.
Игра «Что произойдет, если солнце не взойдет?»
Что произойдет, если не закрыть холодильник?
Что произойдет, если оставить включенной воду?
А что произошло бы, если бы не было ни одной машины?
А что произошло бы, если бы не было птиц?
А что произошло бы, если бы не было конфет?
А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим?
Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.
Игра «Один – много».
Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди. И т. д.
Игра «Ласковое словечко».
Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка. И т. д.
Игра «Я знаю пять…имен».
Ребенок хлопает в ладоши и называет – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т. д.
Игра «Называем - обобщаем».
Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт ( уточняем: воздушный транспорт).
Антонимы.
Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый. И т. д.
Ассоциации.
Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – сказки.
Игра «Волшебная коробочка».
Скажите ребенку, что у вас есть волшебная коробочка. В эту коробочку вы будете складывать все слова на букву «М». Например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мина, мороженое. И т. д.
Игра «Что лишнее?»
Взрослый говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
Игра «Я вижу что-то…»
Взрослый говорит: «Я вижу что-то красное». Отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых и т. д.) предметов.
Игра «Живое – не живое»
Загадываем слово и с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: Это живое или нет? Оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.
Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»
Другие вопросы:
- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько)
-Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро)
-Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно)
- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)
Игра «Путаница» (исправление смысловых ошибок в предложении)
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет.
«Жук нашел Сашу». (Саша нашел жука)
«Пол бежит по кошке».
«Наташа жила у ежика».
«Снежная баба лепит мальчика».
«Девочка ужалила осу». И т. д.
Игра «Отгадай и называй» (отгадывание предмета по названию его частей).
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). И т. д.
Игра «Загадки - отгадки»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации.
Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).
Надеваем на ноги, на тело, на голову (одежда и обувь)
И т. д.