СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Речевые координационно-подвижные игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые координационно-подвижные игры относятся к жанру детского фольклора.
Основной задачей данного жанра является - развитие музыкального слуха у детей. Ис-
пользование координационно-подвижных игр развивает у детей память, правильную
речь, чувство ритма и двигательные способности, творческое мышление и воображение.
Ребенок учится слаженно работать в коллективе, и тактично относиться к партнеру во
время занятия.
Координационно-подвижные игры можно использовать дома, во время досуга или
детского праздника.
Речевые координационно-подвижные игры ценны тем, что они:
являются одной из эффективных форм психологического переключения во время
занятий;
дают возможность детям «играть» своим телом, как первым инструментом, пе-
редающим творческую активность;
развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интониро-
вание;
учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им, бережно относиться к партнёру
во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать.
Как играть в речевые координационно-подвижные игры?
Принцип игры прост: о чём говорю, то и показываю.
После прочтения стихотворения проговорите с ребёнком о его содержании, уточните
ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова, за-
тем для каждой строки (или двух строк) придумайте вместе с ребёнком удобный и соот-
ветствующий тексту жест. Хорошо, если эти жесты будут связаны друг с другом.
Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте жестам название, напри-
мер: «Домик», «Дерево», «Окошко», «Кошачьи лапки». Дети 2-4 лет выполняют по по-
казу родителей (воспитателя, а ребята старшего дошкольного возраста могут проявить
творчество самостоятельно.
Интересно вносить в игры приёмы звукоподражания. К примеру, подражать птичке,
мышонку, зайчику, котёнку – тоненьким и высоким голосом, говоря о волке и медведе –
низким голосом. Если в тексте речь идёт о старенькой бабушке – говорить по-старуше-
чьи, шепеляво. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье.
Предлагаемые песенки-игры с движениями будут радовать детей, разовьют музыкаль-
ный слух, чувство ритма и приучат к определённой дисциплине.
Выберите для себя понравившиеся игры.
БЫЧОК
Маленький бычок, (присели, встали)
Желтенький бочок, (наклоны в сторону)
Ножками ступает, (топаем)
Головой мотает (мотаем головой)
- Где же стадо? Му-у-у (поворот туловища направо, правую, прямую руку в сторону,
затем налево и левую руку в сторону)
Скучно одному-у-у-! (наклонились вниз и помахали вытянутыми руками)
ОБЕЗЬЯНКИ
Рано утром на полянке (хлопаем в ладошки)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
ИНДЮК
Ходит по двору индюк (шаги на месте, руки на поясе)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача (остановиться, руки развести в стороны удивлённо посмотреть
вниз)
Рассердился (потрясти пальцем, поднятым вверх)
Сгоряча затопал, (потопать ногами)
Крыльями захлопал, (руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар! (сцепить округлённые руки перед грудью)
Затряс бородою, (помотать головой, «поболтать» как индюк)
Понёсся стрелою (бег на месте)
ЗАЙЧИКИ
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь - «дерево» и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке (соединили руки над головой «домик»)
Мыли свои ушки, (изображаем, как моем уши)
Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую руку и наоборот)
Наряжались зайчики, (приседаем с поворотами в сторону, руки на пояс)
Надевали тапочки (поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то пра-
вую ногу)
САМОЛЕТ
Мы ручками похлопаем
Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем
Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт.
(руки, согнутые в локтях, перед грудью)
Завели мотор -
Ж – ж - ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж
(крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит
(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
У-у-у, у-у-у. Полетели…
МАЛЫШИ
По дорожке мы шагаем топ-топ, ножки, топ!
И в ладоши ударяем.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши! Ай да крепыши!
Игры для детей младшего и среднего возраста:
ВЕТЕР
Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете.
Знает, как поёт лягушка: (приседаем и прыгаем, имитируя движения лягушек)
«Ква-ква-ква».
Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и подносим к пра-
вому, а затем левому уху)
«Шу-шу-шу».
Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями)
«Кар-кар-кар».
Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши)
«Му-му-му».
КОШКА
Вот окошко распахнулось - (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка верх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух (повернуть голову направо, взглядом «проводить»
муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
КОТ
У нашего котища (показать, какие глазищи у кота)
Желтые глазищи.
У нашего котища (показать, какие длинные усы у кота)
Длинные усищи.
У нашего котища (показать, острые цапки-царапки)
Острые когтищи.
У нашего котища (движения от головы вверх)
Умные мыслищи.
Моется котище (показать, как кот умывается - трём кисти рук, а затем щёки)
С каждым днём всё чище,
Отмывая мордочку от остатков пищи.
Вечером охотится (крадущиеся шаги на носках)
В чулане за мышами.
И играет в ладушки (разбиться на пары и играть в ладошки)
С пушистыми котами.