МААМ-картинки

Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

Анастасия Солохина
Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

Речевые игры являются одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека, которое строится в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, где основным результатом деятельности образовательной организации становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые компетентности, основной из которых является коммуникативная. Проблема формирования коммуникативной компетентности находится в центре внимания педагогов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т. к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности. Однако в педагогической практике на современном этапе образования обозначился ряд противоречий : противоречия между традиционными подходами к воспитанию детей с речевыми нарушениями и новыми требованиями к образовательному процессу, изложенными в ФГОС ДО; организация образовательного процесса предполагает активное включение в социально-коммуникативное развитие ребёнка родителей, однако позиция современного родителя демонстрирует равнодушное отношение к образовательному процессу; современной идеологией образования, ориентирующего личность на самостоятельный поиск новых решений, непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией общения, низким уровнем самостоятельной познавательной, речевой деятельности у детей с нарушением речи. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями являются : социальная ситуация развития ребенка; совместная деятельность (ведущая игровая); обучение (на основе игровой деятельности). На основе проведенного анализа, можно сформулировать проблему : самостоятельно у детей с нарушениями речи не формируется коммуникативная компетентность, следовательно, необходима систематическая работа по овладению коммуникативными универсальными учебными действиями. А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи. Таким образом, целью деятельности педагога (логопеда, воспитателя) является формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями в игре. Данная цель реализуется в следующих задачах: использование новых форм работы по формированию коммуникативной компетентности; привлечение внимания и активное включение в образовательный процесс родителей дошкольника; создание условий для реализации коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач : определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения. В процессе совместной образовательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи необходимо сформировать следующие коммуникативные универсальные учебные действия: умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения; умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром; умение ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета; умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата; умение корректировать собственное речевое поведение. Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения; при организации активной творческой деятельности; в коллективных формах работы; в проблемных ситуациях; в речевых играх; в творческих заданиях, предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация. Этапы работы по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи. Основная задача первого этапа – вызвать коммуникативную потребность. Данная задача реализуется при соблюдении следующих условий: смена авторитарного стиля общения на демократический; соблюдение определенной системы правил, постепенно вводимых в образовательный процесс; активное участие детей в организации совместной деятельности, выборе вида деятельности; проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов деятельности, выяснение их мнения. Первый этап работы включает: формирование положительного настроя на совместную деятельность; привлечение внимания к сверстникам; обучение осознанию собственных эмоций и ощущений; введение невербальных средств общения. Основная задача второго этапа – формирование представлений о правилах и способах эффективного общения. Второй этап работы включает: дальнейшее развитие невербальных средств общения; обогащение способов эмоционального реагирования; формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений. Задача третьего этапа – автоматизация выработанных умений в игровой и свободной деятельности. Коммуникативные умения третьего этапа работы: активно вступать в диалог; уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь; строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт; ясно и последовательно выражать свои мысли; пользоваться формами речевого этикета; регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. У детей дошкольного возраста с нарушениями речи не сформирована коммуникативная компетентность, недостаточно определены и целевые ориентиры. Поэтому педагогу необходимы новые формы работы. Одной из таких форм являются речевые игры. Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО. Использование речевых игр в коррекционно-развивающей работе имеет свои особенности и преимущества: соответствие дидактическим принципам: развивающего образования; практической применимости; полноты, необходимости и достаточности (речевой материал подобран с учетом возраста детей); интеграции образовательных областей; комплексно-тематического построения образовательного процесса; наглядность (картинки, презентации); эффективное использование полученных знаний; возможность удерживать внимание и интерес дошкольников; подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей; возможность учитывать индивидуальные особенности детей.

Публикация «Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Речевые игры могут быть направлены на развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»; своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»; развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»; развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»; развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»; регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»; развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами; произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично; развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу» развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром; развитие умения получать необходимую информацию в общении : «Составь рассказ по плану». Следует отметить, что наиболее результативной будет та деятельность, в которой отмечается преемственность между педагогами и родителями. Таким образом, речевые игры должны быть включены в образовательный процесс, так как они являются средствами формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в обществе. Формирование данных компетентностей — важное условие нормального психического развития ребенка с нарушением речи, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 4 октября 2021 в 19:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Солохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД