Астафьева Татьяна
Речевой этикет и культура речи педагога
▼ Скачать
Речевой этикет и культура речи педагога ДОУ
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Речь человека – его визитная карточка, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Речь педагога, работающего с детьми дошкольного возраста - это показатель его профессиональной подготовленности.
Публикация «Речевой этикет и культура речи педагога» размещена в разделах
Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых и доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуацией.
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой.
Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу.
Речевой - это речь, интонация темп речи и тембр голоса
Неречевой - поза, жесты, мимика и взгляд. Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанникам, их родителями, и коллегами. Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.
К речи педагога предъявляются следующие требования:
1. Правильно произносить все звуки родного языка;
2. Чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе (то есть иметь хорошую дикцию). Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.
4. Использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы)
В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, (Ускоренный темп речи очень затрудняет понимание речи детьми, от слишком медленной у детей снижается интерес к содержанию высказывания) умеренной громкости. Голос – профессиональный инструмент воспитателя. Характерная ошибка многих педагогов стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с детьми голосом умеренной силы, иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
5. Связно, в доступной форме передавать содержание текстов,
точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития.
6. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно -ласкательными словами ( например: ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик, «Катенька, убери чашечку со столика» и т. д.). Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них)
7. Побуквенное произношение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (его вместо [ево])
8. Употреблять в речи слова, которые доступны и понятны детям.
(Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения и т. д.)
9. Недопустимо использование в речи слов-паразитов ( это слова- связки например: «вот», «ну» «так сказать», «короче», диалектных, и жаргонных слов.
10. Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Практические упражнения:
1. Куда ставить ударение в слове «звонит»? Глагол «звонить» произносится всегда только с ударным гласным второго фонетического слога:зво-нить.
2. Поставьте ударение правильно: АлфавИт, дефИс, красИвее, киломЕтр, танцОвщица,торты,бАнты, каталОг, досУг, договОр,твОрОг, столЯр, пЕтля, свЕкла,баловАть, жалюзИ, избалОванный,деньгАми,тУфля, квартАле, экспЕрт,петля,цепОчка.
Запомни правильное употребление глаголов:
класть- положить
Нормой является употребление слова КЛАСТЬ. Глагол КЛАСТЬ употребляется без приставок.
Говорить и писать ПОЛОЖИТЬ считается правильным, «покласть» -просторечием.
надеть-одеть
Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкции с предлогом НА) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, перчатки, очки, надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку.
Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т. е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога) одеть ребенка, одеть куклу.
Педагогический этикет включает в себя правила общения и культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогом и воспитанниками, педагогом и родителями, педагогом и его коллегами. К ним относятся: уважение к ребенку, родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения.
Правила общения
• Думайте, прежде чем сказать;
• Не перебивайте;
• Уважайте точку зрения собеседника;
• Ко всем без исключения коллегам по работе следует обращаться на ВЫ;
• Внимательно слушайте своего собеседника;
• Будьте дружелюбным и тактичным;
• Научитесь сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
Таким образом, речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета.
Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога : профессиональном имидже, речевой манере (вербальное поведение, поведении.
Основными структурными компонентами имиджа педагога являются
внешняя привлекательность (внешний вид, стиль одежды, цветовая гамма, прическа). Профессионализм (уровень образования, стиль деловых отношений).
Вербальные характеристики (речь и её особенности; коммуникативные навыки, ораторские приемы, модель поведения). Невербальные характеристики: мимика, жесты, поза, стиль общения, пространство жизнедеятельности (образ жизни).
Спасибо за внимание!