Лариса Пунтус
Речевой проект по речевому развитию первоклассника «Азбука вежливых слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевой проект первоклассника "Азбука вежливых слов"
Аннотация
Название работы: «Азбука вежливых слов»
Область применения: занятия во внеурочной деятельности по направлению «Я гражданин России» и (или) «Риторика».
Публикация «Речевой проект по речевому развитию первоклассника „Азбука вежливых слов“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Начальная школа. 1 класс
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Цель проекта: содействовать вежливому общению детей с окружающими.
Описание:
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. В последнее время мы редко слышим в классе вежливое обращение, кроме этого в речи появляются и нецензурные высказывания. Такое поведение неприятно для окружающих людей. Поэтому актуальность работы неоспорима. Ведь гораздо приятнее услышать от человека вежливые и добрые слова. Проект направлен на то, чтобы воспитать у детей стремление быть вежливыми, культурными, следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам, освоить нормы правильного поведения в обществе, формировать осознанное использование вежливых слов, предоставить возможность для дополнительного общения детей и родителей в неформальной обстановке и умения решать проблемные ситуации.
Автор проекта: Галеева Эвелина, ученица 1 «А» класса, МБОУ «Гимназия №2», г. Нижневартовска.
Руководитель проекта: Пунтус Лариса Антоновна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2» г. Нижневартовска
План работы над проектом
I. Сбор информации.
II. Анкетирование
III. Наблюдение
IV. Разработка альбома.
1. Выбор слова
2. Защита работы
3. Оформление альбома
V. Разработка игры «В стране «Вежливых слов»
VI. Проведение игры «В стране «Вежливых слов» и подведение итогов работы.
Описание работы
I .Сбор информации.
В марте 2018 года я нашла и изучила теоретический материал по данной теме по литературным источникам и в сети Интернет.
С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Но я заметила, что в классе дети редко говорят друг другу вежливые слова. Мне кажется, что такое поведение неприятно для окружающих людей. А может быть, это происходит от того, что дети просто мало знают вежливых слов?
Я очень хочу, чтобы дети и взрослые говорили как можно больше вежливых слов.
Знающего, сведущего человека на Руси называли «вежа», вот от него-то и произошло сначала слово «вежество», а потом «вежливость».
Вежливость - повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах.
К слову «вежливый» в словаре синонимов существует 24 близких по значению слова. Я выбрала наиболее употребительные.
Вежливый - соблюдающий правила приличия.
Учтивый - почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Благовоспитанный - обладающий хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе. Корректный - тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный - проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный - скромный, обязательный, вежливый.
Любезный - обходительный, предупредительный, учтивый.
Галантный - изысканно вежливый, любезный.
Деликатный - предупредительный, мягкий в обращении.
Тактичный- положительное нравственно этическое качество личности, основанное на развитии чувства такта. Проявляется в соблюдении меры в общении, в недопущении действий и слов, которые могли бы быть неприятны или разрушительны для окружающих.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп: слова приветствия; слова благодарности; слова просьбы; слова извинения.
II. Анкетирование
12 марта 2018 года я провела опрос среди одноклассников с целью выяснить, как ребята оценивают свою вежливость.
Для этого мы составили анкету «Оцени свою вежливость» и провели опрос среди учеников нашего класса. Всего в опросе принимало участие 30 учеников.
Вопросы
Здороваешься ли ты с соседями по дому?
Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед (ужин, завтрак?
Извиняешься (извинишься) ли ты, если опоздал (опоздаешь) на урок и вошел в класс после учителя?
Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?
Папа (мама, дедушка) помог тебе решить трудную задачу, благодаришь ли ты его (её?
Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?
Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру… с праздником 8 марта.
Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты своим близким «Спокойной ночи»?
Анализ анкет показал, что ученики нашего класса считают себя вежливыми. Наиболее употребляемые слова извинения и благодарности.
К сожалению, говорят спокойно, не повышая голоса только 13 детей, только 15 из 30 одноклассников здороваются со своими соседями.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова. Но есть такие ребята, которые употребляют слова вежливости в своей речи редко.
III. Наблюдение
14 марта 2018 года в течение всего рабочего дня я пронаблюдала за своими одноклассниками с целью выяснить, как они употребляют этикетные слова в речи.
Понаблюдав за моими одноклассниками во время учебного дня, я пришла к выводу, что утром при встрече с Ларисой Антоновной не все дети здороваются, а с учителями школы здороваются редко. В конце учебного дня не все дети говорят «до свидания». Заходя в класс, мальчики не пропускают девочек. Между собой мои одноклассники также редко здороваются. Такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините» тоже очень редко звучали.
Вывод: не все ученики нашего класса используют в своей речи вежливые слова.
IV. Разработка альбома.
1. 15 марта 2018 года, совместно с классным руководителем Пунтус Ларисой Антоновной мы предложили ребятам нашего класса оформить картинки для альбома «Азбука вежливых слов».
2. 16 марта 2018 года дети защищали свои работы. Рассказали об истории и значении некоторых этикетных слов.
Вот некоторые из них.
Всем известно слово здравствуйте, которое выражает пожелание здоровья. В давние времена у скотоводов - кочевников при встрече спрашивали: «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?» И это не случайно. От здоровья скота зависела жизнь каждого человека и всего племени, ведь именно скот давал молоко и мясо для еды, шкуры и шерсть для одежды, служил средством передвижения
Своя история у слова благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говорить «спаси – бо».
Известное всем слово вежливости пожалуйста происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.
Слово прощай означало «с ними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово до свидания. Теперь в общении можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания!» (пожелание и прощание вместе).
V. Разработка игры «В стране «Вежливых слов»
18 марта 2018 года вместе с мамой Галеевой Людмилой Николаевной мы подобрали задания и конкурсы для игры «Путешествие в страну «Вежливых слов»
VI. Проведение игры
«В стране «Вежливых слов» и подведение итогов работы
26 марта 2018года вместе с учителем я провела игру «В стране «Вежливых слов», для оказания различной взаимовыручки и желания придерживаться норм поведения в обществе.
Результаты работы.
В процессе работы над проектом дети стали добрей, вежливей, стараются выполнять правила поведения.
Работая вместе мы ещё больше подружились, старались больше помогать друг другу и придерживаться норм поведения в обществе. На каждую букву подбирали вежливые, культурные слова, нарисовали буквы, подобрали к ним вежливые слова, обсуждали, чему научились. Кроме того, что мы учились читать и писать, учились быть воспитанными и культурными людьми.
Литературные источники.
1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов. / Под ред. Л. А. Чешко. – 5-е изд., стереотип. – М. : Рус. яз., 1986. – 600с.
2. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 2006. - 199стр.
3. Студеникин М. Т. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Студеникин. – 2-е изд. – М. : слово – учебник», 2012. – 160 с. : ил.
4. Слова вежливости в нашей речи - [Электронный ресурс]: Pandia – Москва, 2014. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/338/56345.php, свободный.