Светлана Владимировна Сенокосова
Проект «Играя в игру, я быстрее заговорю» по развитию речевой активности и коммуникативных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 280 комбинированного вида»
Проект
«Играя в игру, я быстрее заговорю»
По развитию речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность в разные режимные моменты в первой младшей группе № 8
Выполнила
Сенокосова Светлана Владимировна
1 кв. категория
г. Новосибирск
2018г.
Публикация «Проект „Играя в игру, я быстрее заговорю“ по развитию речевой активности и коммуникативных способностей детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащения и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получающие в младшем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами : устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.
И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.
Цель проекта : развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность в разные режимные моменты.
Задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- развивать мелкую моторику рук с использованием пальчиковой гимнастики;
- развивать воображение и творческие способности;
- формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками;
- воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
- повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Тип проекта : групповой, краткосрочный
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Сроки проекта : краткосрочный (2 недели)
Ожидаемые результаты проекта :
- развитие у детей диалогической формы речи;
- формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- использование различных атрибутов;
- формирование речевых навыков;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
Методы и формы работы: беседы, наблюдения, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, театрализованные игры, сказки, стихотворения.
Подготовительный этап.
• Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.
• Создание театрального уголка (настольный театр, плоскостной на фланелеграфе, пальчиковый театр).
• Подбор иллюстраций к сказкам.
• Подбор стихотворений, потешек для заучивания.
• Подбор подвижных игр для подражательных действий.
• Подборка атрибутов для игровых занятий.
• Подборка дидактических игр для обучения детей развитию речи во время игры.
Основной этап:
Дидактические игры :
«Собери картинку» - совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.
«Поставь возле…» - упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
«На игрушку посмотри и картинку подбери» - дать детям почувствовать взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней; учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке; развивать мышление и связную речь.
«Собери овощи» - учить детей находить и называть необходимые предметы; выполнять определенные движения для достижения нужного результата; развивать мелкую моторику.
«Сложи фрукты в корзину»- упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя, рассчитанных на понимание речи и их активизацию.
«Кто есть кто?» - привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представления о том, какое животное что ест; активизировать в речи эти глаголы; развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.
«Домашние животные и птицы» - учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата; активизировать словарь.
Сюжетно-ролевые игры:
«Завяжи бантик» -учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; так же переносить сюжет для игры с детьми; развивать активную речь ребенка.
«Напоим чаем куклу Катю» - закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно; активно используя в процессе игры разговорную речь.
«Укачаем Машу спать» - учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой; воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.
«В гости к мишке» - формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета; воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Чудесная прическа»- познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре; обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова; прививать любовь к прекрасному.
Подвижные игры:
«Зайка беленький» -обогащать двигательный опыт; приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать; побуждать к самостоятельному выполнению движений.
«У медведя во бору» -совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей; воспитывать интерес к подвижным играм.
«Курочка – хохлатка» - учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения; развивать внимание, память, быстроту.
«Мишка косолапый» - приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя.
«Лошадки» - упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным; учить бегать галопом, сохраняя направление; вызывать чувство радости от активных действий.
Театрализованная деятельность:
Игры детей с фигурками настольного театра, плоскостными на фланелеграфе.
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Беседы по содержанию сказок.
Художественная литература:
Чтение русских народных сказок: «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка»
К. Ушинский «Петушок с семьей», «Гуси», «Уточки»; К. Чуковский «Цыпленок»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок»; В. Берестов «Курица с цыплятами»; Е. Чарушин «Утка с утятами»; С. Маршак «Усатый- полосатый» и другие.
Чтение и заучивание потешек: «Наша Маша маленькая», «Огуречик, огуречик», «Тили-тили- бом».
Рассказывание и заучивание стихотворений А. Барто.
Консультации для родителей:
«Как помочь ребенку заговорить?»
«Речевые трудности. Игры по развитию речи».
«Речевое развитие у детей раннего возраста».
Заключительный этап
Рассказывание детьми сказок с использованием фигурок настольного театра «Курочка ряба», «Колобок», «Репка».
Результат проектной деятельности :
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, речевую)
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с различными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
- игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияла на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- вызываем у детей желание говорить, общаться друг к другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие. – М., 2012
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы». – М., Изд. Мозаика- синтез, 2014
3. Гербова В. В. «Развитие речи детей раннего возраста»
4. Барто А. «Сборник стихов»