Анастасия Инюшова
Проект «Все обо всем» по речевому развитию в старшей группе
Проект «Все обо всем» по речевому развитию посредством приобщения к художественной литературе через творчество советского детского поэта С. Я. Маршака
(ОО Познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное, физическое развитие)
Выполнила Инюшова Анастасия Андреевна воспитатель 1 кв. категории.
Публикация «Проект „Все обо всем“ по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Самая главная причина- это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. В наш век новых информационных технологий проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных. Дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Так теряется связь с семейным чтением, понижается интерес к литературным произведениям, любовь к художественному слову, уважение книге.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Его стихи расширяют кругозор ребенка, воспитывают вкус к поэтической речи, помогают ощутить богатство родного языка, выразительного слова. Дети с удовольствие слушают стихотворную речь, она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения. Вместе со своими читателями С. Маршак идет по ступенькам возраста. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей: считалки, загадки, песенки, рассказы, сказки. Бесконечно разнообразны выразительные средства, которыми пользуется Маршак. Рифмы в стихотворениях Маршака большей частью точные. Это обусловлено тем, что дети чаще всего воспринимают стихи на слух. Поэт избегает пышных определений, сложных сравнений. Конечно, в его поэтической речи есть сравнения и метафоры, но они просты и близки ребенку. Чтобы помочь ребенку глубже проникнуть в смысл повествования, разбудить его любознательность, Маршак пользуется загадкой, намеком, оставляя место детской сообразительности, активному использованию ребенком своих жизненных наблюдений, знаний. Маршак дает ребенку почувствовать слово, обогащает его словарь, вводит новые понятия, показывает ритмичность словосочетаний. Игра словом у Маршака всегда связана с образом, которому подчинено стихотворение. В произведениях С. Маршака для детей многое навеяно фольклором: то это задорная дразнилка, то считалка, то песня, то сказка. Простота и емкость содержания, точная рифма, фонетическая ясность помогают быстро запомнить стихотворение.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта:
Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе через творчество советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
• Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака;
• Обогатить знания детей об окружающем мире.
• Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
• Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
• Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
• Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
• Способствовать развитию театральной деятельности через игры-драматизации.
• Обогатить словарь дошкольников поэтическими языковыми средствами.
• Активизировать эмоционально-оценочную лексику.
• Совершенствовать выразительность речи детей.
• Поддерживать у детей и родителей потребность к семейному чтению художественной литературы и творческой деятельности.
Тип проекта: познавательно – творческий, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь – ноябрь 2018 – 2019 учебного года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Методы и формы работы:
- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры –драматизации; конкурсы, викторины; сюжетно – ролевые игры; игры-сотрудничества; динамические игры познавательного содержания;
- словесные: чтение произведений, рассказывание стихов; разговор, беседа;
рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов.
- практические: творческие занятия; иллюстрирование произведений; театрализованная деятельность; работа в книжном уголке; экскурсии.
- наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, мнемотаблиц, показ мультфильмов; тематические выставки.
Повышение эмоциональной активности детей предусматривает:
• использование игровых мотиваций;
• использование сюрпризных моментов;
• включение игровых и сказочных персонажей;
• использование музыкального сопровождения;
• создание проблемных ситуаций;
• вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др., направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
• использование наглядности как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления;
• сравнительный анализ со зрительной опорой на наглядность и без опоры на
наглядность;
• обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;
• «минутки общения»;
• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т. д.);
• словесные инструкции;
• совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;
• планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий;
• само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности;
• передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
• поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Ожидаемые результаты
1. Пробуждение потребности к общению с книгой у детей старшего
дошкольного возраста: любят книги, читают, рассматривают их,
обмениваются своими впечатлениями, воспринимают книгу не только как развлечение, а как источник знаний.
2. Дети активно используют в речи выразительные средства языка,
сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини спектакли.
3. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
4. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
5. Дети узнают поэта на репродукциях и фотографиях, знают наизусть стихи, пересказывают знакомые произведения.
6. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
7. Благодаря совместной деятельности родителей и воспитателей пополнение предметно-развивающей среды в группе
8. Повысилась педагогическая компетентность субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей).
9. Обеспечена преемственность между семьей и образовательным
учреждением в вопросах развития речи, воспитания любви к книге.
План – график мероприятий.
I этап. Предварительный (1октября- 8 октября)
• Пополнение библиотеки группы, подбор художественной литературы, иллюстраций, загадок внести портрет писателя;
• Выбор методов и средств, для решения поставленных задач и достижения цели;
• Подготовка материала для детского творчества (для лепки, рисования, конструирования, ручного труда, в том числе природный);
• Ознакомление родителей с целью и задачами проектной деятельности;
• Посещение детей с родителями детской библиотеки в выходные дни.
II этап. Основной (8 октября- 25 ноября)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Виды детской деятельности:
Познавательно-речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет» - Знакомство с произведением Маршака, беседа по произведению, игра «Весёлый счёт»;
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака (презентация)
- Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год»
Развитие конструктивной деятельности
- Конструирование «Как мы вместе построили «Кошкин дом»»
Речевое развитие
Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака (ежедневное чтение и просмотр мультфильмов)
- Вечер загадок «Все обо всем»,
- Компьютерная презентация «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»
- Викторина по произведениям С. Я. Маршака (презентация)
- Д\И «Расскажи до конца», «Что сначала, что потом?», «Отгадай кто мы?», «Откуда предмет», «Угадай произведение», «Исправь ошибки»;
- Развитие всех компонентов устной речи
- ННОД «Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»
- Разучивание стихотворений «Где обедал воробей?», «Мяч», «Сосулька», «Круглый год» с помощью мнемотаблиц.
«Тише мыши» по живой мнемотаблице,
«Сказка о глупом мышонке».
- Самостоятельное придумывание загадок о героях С. Я. Маршака.
- Игра «Придумай новое название к знакомому произведению».
- Развитие связной речи: упражнение в составлении описательных рассказов о характерах героев сказки «Сказка о глупом мышонке» по плану-схеме;
- Игра «На выставке в картинной галерее» - дети экскурсоводы.
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, на основе произведения «Детки в клетке»
Художественно-эстетическое развитие
- Рассматривание иллюстраций к книге.
- Рисование по произведению «Усатый-полосатый»,
- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»
- Ручной труд – поделка из природного материала по произведению С. Я. Маршака «Тихая сказка» – «Ежик»
- Слушание музыки
- Прослушивание аудиозаписей «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Багаж»;
- - Аппликация по мотивам стихотворения «Пожар».
- - Ориентировка на листе бумаги. Рисование по трафарету животных по произведению «Глупый мышонок», «Зоопарк».
- Изготовление книжки- малышки по произведению С. Я. Маршака «Азбука в стихах и картинках».
Физическое развитие
Физкультурный досуг с элементами театрализации «Сказка о том, как тушили Кошкин дом».
Подвижная игра «Кошки и мышки»
Разучивание стихотворения «Перчатки» с использованием здоровьесберегающих технологий. Массаж рук.
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом по произведению «Вот какой рассеянный»
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
- Пальчиковые игры «Мыла мышка мышонка мылом», «Мышка и кошка»;
- Игра «Нюхай воздух как ёжик» по стихотворению Маршака «Тихая сказка» - Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
- Разучивание игр по сказкам «Уголки», «Горелки», «Чехарда»;
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
- Игровая ситуация «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- - Инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Формирование знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- ОБЖ "Опасность вокруг нас» по произведениям о необходимости соблюдения правил безопасности («Кошкин дом", "Пожар»);
- Дидактическая игра «Правильно ли это?»
- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре.
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей
и педагога
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
- Консультация «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме».
- Знакомство с библиотекой (экскурсия родителей с ребенком).
- Информационный стенд (Список литературы по возрасту, Актуальность проблемы речевого развития детей, Советы родителям, Пальчиковые игры, Речевые игры).
- Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
- Пополнение библиотеки группы книжками-малышками по произведениям С. Я. Маршака.
- Изготовление масок и декораций для театрализации постановки «Сказка о глупом мышонке».
- Изготовление иллюстрации «Вот какой рассеянный», лепка героя произведения «Зоопарк» вместе с детьми.
III этап. Заключительный (26 ноября -30 ноября)
• Литературный калейдоскоп по всем изученным произведениям автора
• Анализ динамики развития словарного запаса
• Составление альбомов методических материалов по проектной деятельности.
• Выступление на педсовете по итогам работы; отчет о проделанной работе; показ презентации проекта.
Продукты проекта:
1. Оформление выставки, посвященной творчеству С. Я. Маршака в группе.
2. Подбор фонотеки, видеотеки с произведениями писателя.
3. Подбор и создание мнемотаблиц по стихам Самуила Яковлевича.
4. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
5. Подбор конспектов совместной деятельности, игр.
6. Пополнение развивающей среды группы книгами по произведению С. Я. Маршака; самодельными книжками-малышками;
7. Выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
8. Подбор и создание презентаций по проекту.
Подведение итогов.
У детей появился устойчивый интерес к книгам, стремление к знакомству с новыми произведениями;
Обогатили знания детей об окружающем мире;
Дети активно используют в речи выразительные средства языка,
сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини спектакли.
Дети делать выводы, умозаключения, умеют высказывать идеи и предположения.
Дети воспринимают текст на слух, узнают знакомые произведения по отрывкам из них.
Дети узнают поэта на репродукциях и фотографиях, знают наизусть стихи, пересказывают знакомые произведения.
Провели с родителями разъяснительную работу об актуальности семейного чтения произведений С. Я. Маршака.
Перспективы дальнейшей работы
Цель: воспитание любви к произведениям классиков советской литературы.
Задачи:
- продолжить знакомить детей с творчеством С. Я. Маршака. В ближайшее время познакомим детей с пьесой «12 месяцев»;
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями;
- укрепление детско-родительских отношений;
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»;
- организовать акцию для родителей «Книга в подарок детскому саду».