Людмила Максимова
Речевой досуг для детей в старшей группе «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать +Заказ
Речевой досуг для детей в старшей группе
Тема «Наши пернатые друзья»
Цель: Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.
Основные задачи
Образовательные:
• Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам
«Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
Публикация «Речевой досуг для детей в старшей группе „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах (расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособлении их к среде обитания).
• Развитие фонематического восприятия.
• Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Воспитательные:
• Создание эмоционального настроения, доброжелательных отношений, воспитание бережного отношения к природе, к маленьким соседям по планете.
Развивающие:
• Развивать связную речь: учить детей давать полные ответы на вопросы, воспитывать умение связно и последовательно рассказывать описательный рассказ о птице.
• Развивать творческие способности.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание, мышление: учить сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Предварительная работа:
• Педагог рекомендует родителям прочитать статьи, сказки, рассказы о птицах вместе с детьми, найти загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, стихи о птицах, побеседовать об их содержании. Каждый из детей должен подготовить короткое сообщение о птице.
• Проводились беседы с детьми.
• В книжном уголке : выставка книг о птицах, иллюстрации, с изображением оседлых и перелетных птиц.
• Чтение художественной литературы: сказка А. Толстой «Сорока».
• Конструирование из бумаги птиц.
• Рисование «Перелетные и оседлые птицы»
• Аппликация.
• Лепка.
• Выставка детских рисунков.
• Изготавливание кормушек для птиц.
• Обучение детей на основе лексического планирования в воспитательно-образовательном процессе.
• Использование знаний, умений, навыков детей, приобретенных в самостоятельной творческой деятельности.
Методические приемы:
Беседа, загадки, рассматривание предметных картинок. Дидактические игры и упражнения, речевые игры. Музыкальное сопровождение.
Ход проведения досуга
Организационный момент – развитие внимание, активизация словаря
Дети входят в зал (звучит музыка «Голоса птиц»)
Педагог: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Мы собрались сегодня вместе, чтобы поиграть повеселиться. Будьте внимательны! Послушайте музыку и угадайте, с кем мы будем играть.
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Дети: Мы будем играть с птицами.
Педагог. А какие бывают птицы?
Дети: Перелетные и зимующие птицы.
Педагог: Почему мы их так называем?
Дети: Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.
Проверка д/з. Рассказывание короткого описательного рассказа.
Педагог: Давайте познакомимся с нашими птицами, которые прилетели к нам в гости. Каждый представит себя птицей и расскажет о себе. ( Проверка домашнего задания: составить короткий описательный рассказ о птице. Дети одевают шапочки птиц и рассказывают о ней).
- А еще наши птички разучили скороговорки, пословицы, загадки, стихи о птицах.
Отгадывание загадок – развитие слухового внимания и логического мышления.
Перед детьми на мольберте контурное изображение зимующих и перелетных птиц.
Педагог: Отгадывайте загадки:
Озорной мальчишка
В сереньком пальтишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица (Грач)
Это хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья-белобока,
А зовут ее (Сорока)
Окраской - сероватая
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая.
Известная персона,
По имени (Ворона)
Кто по тропочке идет,
Быстрыми шашками,
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (Клест)
Педагог: А еще каких перелетных, зимующих птиц вы видите на силуэтных картинках?
Игра «Улетает – не улетают» - развитие зрительного и слухового внимания.
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем с нашими птицами.
(Педагог раскладывает предметные картинки с перелетными и зимующими птицами (изображением вниз) в центре круга. Дети под музыку бегут по кругу и делают взмахи руками «летят». По окончании музыки дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых картинки с изображением перелетных, делают взмахи руками. Игра повторяется 2 раза).
Упражнение с мячом «Назови одним словом» - образование сложных прилагательных.
Дети становятся в круг.
• У сороки белые бока, поэтому ее называют (белобокая).
• У синицы желтая грудь, поэтому ее называют (желтогрудая).
• У дятла красная голова, он (красноголовый).
• У грача черные крылья, он (чернокрылый).
• У соловья звонкий голос, он (звонкоголосый).
• У аиста длинные ноги, он (длинноногий).
• У ласточки длинный хвост, она… (длиннохвостая).
• У дятла острый клюв, он (остроклювый).
• У журавля большие крылья, он (большекрылый).
Сюрпризный момент – создание положительного эмоционального настроения, рассказывание по ролям небольших диалогов.
«Диалоги животных и птиц»
Тихо в лесу зимой, только снег шуршит, да слышны лесные шорохи. Прислушаемся к ним. Что это? Звери да птицы друг с другом переговариваются.
«Сорока и волк»
- Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
- От голода.
- И ребра торчат, выпирают.
- От голода.
- А воешь от чего?
- От голода.
- Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от холода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый!
- От холода…
«Сорока и заяц»
- Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызешь ее и даже не жмуришься!
- А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще меда покажется!
«Дятел и тетерев»
- Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
- Летал я «над», спал «под».
- Что это за ребус такой: то «над», то «под».
- Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.
- Ишь, какая жизнь у тебя веселая. А я, горемыка, все «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в елках, ночую в дупле. Ску-чно!
Упражнение «Послушай и повтори» - развитие слухового внимания, чувства ритма.
Дятел простукивает ритмические рисунки, дети отхлопывают в ладоши:
+, +…; +. , +. ;. +,. +.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» - упражнять детей в умении систематизировать слова по признаку, выделять лишнее слово, объяснить свой выбор.
• Медведь, дятел, лось, барсук.
• Сорока, скворец, курица, журавль.
• Ворона, синица, воробей, соловей.
• Синица, скворец, трясогузка, утка.
• Сова, снегирь, дятел, сорока.
• Воробей, соловей, ворона, кукушка.
• Сорока, синица, клест, дятел.
Упражнение «Вопросы на засыпку» - развитие логического мышления, смекалки.
• Чего больше – крыльев или птиц?
• Чего больше – крыльев или ног у птиц?
• Чего больше – перьев или птиц?
• Чего больше – клювов или хвостов у птиц?
Итог- воспитание бережного отношение к природе.
Педагог: Люди должны заботиться о птицах зимой. Почему?
Дети: Потому что холодно и голодно птицам в это время года.
Педагог: Ребята, чем вы кормили зимой птиц?
Дети: Семенами, семечками, пшеном, хлебными крошками.
Педагог: Какую пользу птицы приносят окружающей среде?
Педагог: Надо беречь и защищать нашу природу, животных. Насекомых и птиц!
Ребенок читает стихотворение.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету –
Ведь другой такой на свете нету.
Педагог: Какие вы молодцы! На все вопросы ответили, все задания выполнили! За это я вам приготовила кроссворды о птицах, которые вы разгадаете дома вместе со своими родителями.
Дети уходят под музыку.
Кроссворд
1. У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
2. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
3. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это. (Ворона)
4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)
5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест)
6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
7. Ведь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан)
8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей)
9. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
11. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)