Ананьева Любовь Александровна
Речевой досуг для детей дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»
Речевой досуг для детей дошкольного возраста: «Путешествие в осенний лес»
Цель: развитие речевых и познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить знания детей по лексической теме «Осень»;
2. Закрепить знания детей об изученных буквах, навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными.
Развивающие:
1. Развивать зрительную память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение, общую и мелкую моторику;
Публикация «Речевой досуг для детей дошкольного возраста „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Развивать выразительную речь детей;
Воспитательные:
1. Воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность;
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: бумажные листья берёзы, ели, рябины, осины, клёна, дуба, красного, коричневого цветов с написанными на обороте буквами А-У, корзинки с муляжами фруктов, овощей, ягод, картинки с животных и их детенышей, корзина с яблоками, костюм Осени.
Действующие лица:
Ведущая: учитель- логопед
Осень: воспитатель
Дети.
Орг. момент: Под музыку дети входят в группу, взявшись за руки, проходят по группе и останавливаются полукругом.
Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, а куда- вы узнаете, если отгадаете загадку:
Город этот не простой,
Он дремучий и густой. (Лес).
Ведущий: А чтобы оказаться в осеннем лесу, нужно выполнить задание.
Задание проводится на мольберте, дети прикрепляют картинки в соответствии с заданиями логопеда.
Игра «Сложи картинку».
Дети выкладывают на фланелеграфе картину «Лес» в соответствии с указаниями логопеда:
— в верхнем правом углу — облачко;
— в левом нижнем углу — зайчик;
— в правом нижнем углу — белочка;
— между ними растет грибок;
— в середине растет елочка;
— справа от елочки — цветок.
Ведущий
- Обратите внимание, в лесу - яркие листочки украсили все дорожки.
Я предлагаю их собрать и немного поиграть!
Игра «1-2-3 – картинки собери!»
- Ребята, посмотрите какие необычные листочки лежат.
На листочках в серединке
Нарисованы картинки
На прогулку мы пойдем
И картинки соберем
Мальчики – со звуком А
Девочки – со звуком У.
(дети выполняют задание)
-Молодцы, собрали. А теперь расставьте картинки – на звук [а] у буквы А; на звук [у] у буквы У.
Дети раскладывают картинки по двум корзинкам.
После этого садятся на стульчики, расставленные полукругом перед ковром.
Ведущий: Ну, вот мы с вами и в лесу.
Хочу вам загадку сейчас загадать!
Попробуйте быстро ее отгадать! :
Утром мы во двор идем!
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Если знаешь, не молчи!
Время года назови! (Осень)
Ой, посмотрите, кто это? Да это же царица Осень пожаловала! Встречайте!
Звучат капли дождя, выходит Осень.
Осень: Вот и пришла к вам я- осень – золотая пора! Я покрыла всю землю золотым ковром, оголила деревья и кусты, задала большую работу садоводам и огородникам. Перемалывается пшеница, чтобы мы потом с вами могли кушать душистые и пышные пироги. Наши мамы и бабушки варят варенье, компоты, делают овощные запасы на зиму, а любители грибов солят и сушат их, собрав в лесу после дождя.
Ведущий: Ребята, а давайте мы тоже соберем грибы, раз мы оказались в лесу.
Игра «Собери грибы в корзинку»
Дети по лесу гуляли
И грибочки собирали
1-2-3 – и ты их собери.
(дети под музыку собирают грибы в корзину)
Дети:
- Я собрала много белых грибов.
- Я собрал много подберезовиков.
- Я собрала много подосиновиков.
- Я собрал много маслят (рыжиков)
Ведущий: Ребята, а почему мухомор никто не положил в корзинку?
Дети:
- Потому что это несъедобный гриб.
Ведущий: Молодцы! И с этим заданием справились!
Дети возвращаются на ковер и встают около своих стульчиков.
Вдруг слышится звук крика улетающих птиц.
Осень: Это кричат птицы. Они уже почти собрались улетать в теплые края, но хотят сперва поиграть с вами. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-нибудь другое, то можно топать или хлопать. Начинаем.
Игра «Прилетели птицы».
Осень: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи. (Дети топают.)
Осень: Что неправильно?
(Дети. Мухи)
Осень: А мухи - это кто?
(Дети – Насекомые.)
Осень: Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети топают.)
Осень: Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, лисицы.
Осень: Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Чайники, стрижи. (Дети топают.)
Осень: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки. (Дети топают.)
Осень: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи.
Чибисы, чижи.
Аисты, кукушки.
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы! (Аплодисменты себе)
Ведущий: Лебеди и скворцы, аисты и кукушки летают от нас в теплые края. Это какие птицы? (Перелетные). Давайте покажем, как они улетают.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Птички полетели (Большой палец отгибают в горизонтальное положение, сверху присоединяют сомкнутые прямые остальные пальцы.)
Крыльями махали (Машут ладонями с широко раскрытыми пальцами.)
На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставлены.)
Вместе отдыхали. (вижения кистями, как в первой строчке.)
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Осень, а расскажи нам, кто еще в твоем лесу обитает кроме птиц?
Осень: Я вам лучше загадки загадаю, и вы сами все расскажете.
По мере отгадывания загадок, осень выставляет на доску-мольберт картинки.
В берлоге спит зимою он,
А солнце станет греть весною
Просыпается коричневый. (медведь).
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех (волк)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это (белочка)
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом. (Лиса)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
Игра «Найди маму».
Осень: А теперь послушайте, какая история произошла в лесу. Гуляли животные со своими детенышами погожим осенним днем на лесной полянке. Малыши так заигрались, что потеряли своих мам. Давайте поможем детенышам найти своих мам.
Дети выставляют к картинкам-отгадкам картинки с детенышами животных.
Ведущий: Животные решили с вами поиграть и спрятались за бугорок. Посмотрите, одни ушки выглядывают. Звери выйдут полностью, если вы правильно назовете, чьи это уши и чей хвост?
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Дети по иллюстрациям и образцу логопеда называют животных, которым принадлежат хвосты (лисий хвост, волчий хвост).
Осень: Какие же вы молодцы, ребята!
Ведущий: Да наши ребята готовятся в школу идти, они знаешь сколько всего умеют делать! Правда, ребята? Вот ответьте на мои вопросы.
Дидактическая игра «Наоборот»
Дети должны закончить предложения словами» подходящими по смыслу;
— Заяц летом серый, а зимой. (белый)
— Медведь летом гуляет, а зимой. (спит)
— Белка живет в дупле, а лиса в. (норе)
— Заяц добрый, а волк. (злой)
— У белки хвост длинный, а у зайца. (короткий)
— Лиса пушистая, а ежик. (колючий)
(выставляет картинки животных)
Ведущий: А что это у тебя в корзине?
Осень: Картошечка, помидорка, капустка, яблочки, ягодки…
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что можно из этого всего приготовить?
(Дети- суп и компот.)
Ведущий: Ребята, а давайте поможем Осени? Сварим для нее суп и компот?
Эстафета «Суп и компот»
Играют две команды. На расстоянии 5 м от первых игроков стоит корзина с перемешанными в ней фруктами, ягодами и овощами. Дети одной из команд должны отобрать овощи на суп, другой – фрукты и ягоды на компот. По команде ведущей первые игроки бегут к корзине, выбирают из нее то, что им нужно для супа (компота, несут плод в свою кастрюлю, которая находится у стартовой черты. Побеждает команда, первой приготовившая свое блюдо.
Ведущий: Ребята, давайте угостим нашу Осень и животных вареньем, соком и конфетами.
Посмотрите внимательно ваши корзины и скажите – какое варенье приготовим бабушке? А какой сок? А какую конфету?
Дети:
- варенье малиновое, сок малиновый, конфета малиновая;
- варенье яблочное, сок яблочный, конфета яблочная;
- варенье вишневое, сок вишневый, конфета вишнёвая.
Ведущий: Молодцы! И с этим заданием справились!
Осень: Спасибо вам, ребята, что выручили меня и всех лесных обитателей! А за то, что вы такие умные, веселые и ловкие, я хочу угостить яблоками (корзинка с яблоками).
Мне жалко с вами расставаться,
Но близится Зимы черед.
Я к вам опять приду, ребята,
Вы ждите Осень через год! (Осень уходит)
Выход из игровой ситуации.
Ведущий:
На этом наше путешествие заканчивается. Чтобы нам вернуться, давайте скажем «волшебные» слова:
Раз, два, три, повернись
И в детском саду очутись.
Ведущий: Где мы сегодня побывали?
Что интересного вы делали?
Какие знания вы показали? (знания букв, цвета, названий деревьев и листьев, умение составлять слова из букв, отгадывать загадки, называть перелетных птиц, находить лишний предмет, умение быть дружными, внимательными.)