Дина Ласунина
Речевое занятие с элементами театрализованной деятельности «В мире театра» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Создать условия для активизации познавательно-речевого интереса детей к театрализованной деятельности, через позитивную социализацию.
Программные задачи:
1. Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры (речевое развитие).
Публикация «Речевое занятие с элементами театрализованной деятельности „В мире театра“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
2. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей, воспитывать выдержку, терпение, соучастие, чувство уверенности в себе. («Социально-коммуникативное развитие»);
3. Развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность («Познавательное развитие»)
4. Формировать элементарные представления о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы; упражнять в умении использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение). Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения. («Художественно-эстетическое развитие»).
5. Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости, снятию психоэмоционального и мышечного напряжения с помощью релаксационных упражнений. («Физическое развитие»).
Словарная работа: Грим, занавес, декорации, афиша, аплодисменты.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролям, заучивание стихотворений о «вежливых словах», рассматривание пиктограмм мимики и жестов, изготовление афиши.
Индивидуальная работа: Работа над интонацией, выразительностью движений при воплощении образа овечки в стихотворении Э. Мошковской «Вежливые слова». Работа с Мишей над мимикой и жестами в роли оленя при разыгрывании стихотворения Э. Мошковской «Вежливые слова».
Материал к занятию : Шапочки сказочных героев, театральная касса, билеты, «волшебная палочка», музыкальный инструмент-треугольник.
Ход занятия:
Ведущий:
- Раз, два, три, четыре, пять-
Вы хотите поиграть?
(Ответы детей)
Ведущий:
- Называется игра «Разминка театральная»
Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.
(Проводится игра)
- Ребята, скажите, что это изображено на экране? (это здание театра)
- Правильно, это театр.
- Скажите, какие театры бывают?
(кукольный, драмы, музыкальный, оперетта, оперы и балета.)
Обратите внимание на экран, что как называется
(сцена, оркестровая яма, балкон, партер, карман - боковая часть сцены, скрытая от зрителей, амфитеатр, занавес, аплодисменты).
- Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?
Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек - артист.
Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный за реквизит.
Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты,
Что дирижер, что музыканты,
И просто в мире равных нету
Таким художникам по свету.
Ведут спектакли неизменно
Рабочий с машинистом сцены,
Костюм подгонят по размеру
С любовью наши костюмеры,
Исправят хрипы, шипы, свисты
Ведущие спектакль радисты.
За всем следит орлиным взором
Наш друг – помощник режиссера.
Здесь слесари и столяры,
Сантехники и маляры, уборщицы и билетеры,
И коменданты, и вахтеры;
За всем на свете проследит
Завпост, завснаб, завхоз, завлит.
Что педагог-то эрудит,
Пожарный на посту не спит,
Буфетчицы и повара,
Закройщицы и доктора,
Кассир, бухгалтер и водитель,
Но самый главный – это зритель!
- Чтобы стать артистом нужно, очень многому учиться, много всего уметь.
- Что должен уметь делать артист?
(Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.)
- А вы хотите стать артистами? (да)
- Я предлагаю вам сегодня попробовать стать артистами. Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.
Начнем с того, что восстановим правильное дыхание. Садитесь все, выпрямили спину, положили руку на живот. Дыхательную гимнастику проводит ребенок.
Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)
Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).
Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).
Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.
А сейчас мы сделаем гимнастику для губ и язычка. (Гимнастику проводит ребенок).
Для губ.
Сомкнутые губы вытянуть вперед, как пяточек у поросенка; губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов.
Сомкнутые губы (пятачок) двигаются то вверх, то вниз; то вправо, то влево.
Для языка.
«Уколы». Острым язычком касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
- Молодцы. А сейчас вспомним скороговорки.
(Дети встают в круг. Передают театральный билет и говорят скороговорки по очереди).
- А сейчас скороговорки.
Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
Книга книгой, а мозгами двигай.
Посреди двора дрова.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
(С разной интонацией, силой голоса, в диалоге.)
Пришло время усложнять задание.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вы хотите поиграть?
Проведем “Разминка театральная”.
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
(Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т. д.)
А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и конечно мимика)
Ведущий:
- Бывает без сомненья
Разное выраженье.
А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?
(радость, удивление, злость, обиду, грусть, страх и т. д)
- Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…
(Проводится игра)
Ведущий:
- Понравилась игра?
Что же такое мимика? (Выражение нашего лица).
Ведущий:
- Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?
Ведущий:
- А теперь пришла пора
Общаться жестами. Да-да!
Я вам слово говорю
В ответ от вас я жестов жду.
(Проводится игра)
А покажите-ка мне, друзья, слово «здравствуйте», слово «тихо», «не балуй», «не знаю», «да», «нет», «благодарность», «до свидания», «иди сюда», «уходи»
Ведущий:
- Молодцы, ребята. С заданием вы справились.
- Посмотрите, ребята, у меня в руках «волшебная палочка». Я ею взмахну, и мы с вами окажемся в заколдованном замке спящей королевы, где жизнь замерла, и все обитатели замка застыли в разных позах. Но, имейте ввиду, ребята, как только мы окажемся в замке, мы тоже заснём.
(Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» звучит треугольник 1,2,3 и дети под спокойную музыку М. Мусоргского «Рассвет над Москва-рекой» (фрагмент) застывают в разных позах.
Проводится релаксационный этюд на расслабление мышц «Каждый спит»)
Ведущий:
- На дворе встречаю я
Тьму людей, и каждый спит
Тот, как вкопанный сидит
Тот, не двигаясь, идет
Тот стоит, раскрывши рот.
Ведущий:
- Вот и мои дети спят! Но ничего, у меня в руках «волшебная палочка», сейчас я ею взмахну и всех расколдую.
(Звучит музыка «Утро» Э. Грига (фрагмент). Воспитатель взмахнула палочкой и начинается пробуждение детей: дети встают, потягиваются, зевают, умываются). Молодцы!
- Ребята, а помните, мы с вами учили стихотворение «Вежливые слова» и разыгрывали его. Тогда роли исполняли одни дети, а сегодня мы посмотрим, как справятся с этими же ролями другие.
(Воспитатель распределяет роли и проводит беседу с детьми о героях)
- Давайте с вами еще вспомним, как надо вести себя в театре?
(не разговаривать, не баловаться, не шуметь, не есть, не сорить и т. д.)
- Вы готовы. Спектакль начинается.
Дети показывают спектакль «Вежливые слова» (Э. Мошковская)
Ребенок: Театр открывается, к началу все готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой.
Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?
Ё ж: Мне поближе, плохо вижу, вот…
Спасибо! Ну, пойду!
Ведущий: Говорит овечка.
Овечка: Мне одно местечко! Вот мое…
Благодарю – доброе словечко.
Ведущий: А вот и утка.
Утка: Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!
Ведущий: И прокрякала утка
Утка: Доброе утро!
Ведущий: Прискакал олень
Олень:
Добрый день! Если только вам не лень,
Уважаемый кассир, я бы очень попросил
Мне, жене и дочке во втором рядочке
Дайте лучшие места. Вот мое
Пожалуйста!
Ведущий:
И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,
Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого…
Медведь: Касса, выдай мне билет!
Кассир: Ваше вежливое слово?
Медведь: У меня такого нет!
Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!
Медведь: МНЕ БИЛЕТ!
Кассир:
Нет! Нет!
Не стучите – мой ответ!
Не рычите – мой совет!
Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ!
Ведущий: Кассир медведю билет не дал.
Косолапый зарыдал.
Ведущий:
- Ребята, кто же поможет медведю? Кто научит его говорить «вежливые слова»?
(Дети читают стихи о «вежливых словах»)
- Добрый день! – тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
-Теплоты и доброты.
Отменить, что ли слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
- Здравствуйте, ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали много раз.
Будьте добры, - это я говорю по секрету
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры.
Ведущий:
- Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.
(Медведь покупает билет.)
Медведь:
Все ребята любят сказки,
Волшебный добрый мир.
Хорошая развязка,
В конце – веселый пир!
Кассир:
Мы наше представленье,
Закончить не спешим
И спеть простую песню
Всех дружно пригласим.
После инсценировки дети поют на мелодию песни “Этот мир”.
Очень хорошо на белом свете жить,
Чтоб днем светило солнце, а ночью луна.
Должны они дружить, им ссориться нельзя,
Тогда все будут рады, победит доброта.
Припев:
Этот мир такой он красивый, этот мир прекрасный такой.
Мы под солнцем растем счастливо, спим спокойно мы под луной.
Мир такой цветной, красивый и большой.
На нем всем места хватит под солнцем и луной.
А если вдруг когда поссоритесь, друзья
Вы вспомните про сказку и знайте, это зря.
Припев: тот же.
В заключении дети и воспитатель встают в круг и говорят слова:
Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,
И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите:
Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить,
Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть.