Получи документы

Речевое развитие в соответствие федеральным государственным стандартом дошкольного образование

Наталья Зенцова
Речевое развитие в соответствие федеральным государственным стандартом дошкольного образование
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Подготовила воспитатель МАДОУ д/с «Радуга» : Зенцова Наталья Александровна

Речевое развитие в соответствии с ФГОСдошкольного образования

Публикация «Речевое развитие в соответствие федеральным государственным стандартом дошкольного образование» размещена в разделах

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Изменения коснулись не только образовательной деятельности, но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основнойобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называютсяобразовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей :

1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий,развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно - эстетическое развитие - предполагаетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДОречевое развитие включает компоненты :

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фондадошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтомусоздание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речидошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевогоразвития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяютследующие:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смысло-образующих компонентов : начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития первой младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);

4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)

Особенности речевого развития второй младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Особенности речевого развития средней группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы

картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

Особенности речевого развития старшей и подготовительнойк школе групп

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);

5. создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.

При таких особенностях речевого развития в каждой возрастной группе:

1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;

3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются :

1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствиис контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательные ситуации используются:

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, наразвитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной,изобразительной, музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников.

1)О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

1. Ситуации - иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации - упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях - проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

2)А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

3)Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образованиисостоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

4)Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоитьразнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение»,«Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

5)Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы : Кузеванова О. В., Коблова Т. А. : литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Публикации по теме:

ООД для детей старшего дошкольного возраста «О чем расскажет нам в Бианки?» (речевое развитие)ООД для детей старшего дошкольного возраста «О чем расскажет нам в Бианки?» (речевое развитие) Цель – углубить литературные интересы детей по творчеству В. Бианки. Задачи: -формировать представления о творчестве В. Бианки –закреплять.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в соответствие с ФГОС. Основное направление в своей работе я выбрала не случайно. Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны,.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей» «Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи». -Здравствуйте уважаемые родители! Свое выступление хочу начать с вопроса:.

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 1 слайд: Название проекта 2 слайд: К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Игры и игровые упражнения ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП «Учите, играя» В помощь педагогам Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного.

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехникиПознавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают.

Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста Влияние музыки на речевое развитие детей. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи.

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Цель работы: использование пальчиковых игр, как средства развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста в сфере реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие в соответствие федеральным государственным стандартом дошкольного образование
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 20:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие в соответствие федеральным государственным стандартом дошкольного образование» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зенцова (УИ 243799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД