Татьяна Шалаева
Речевое развитие детей раннего возраста
Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя,
которое обеспечивает своевременное психическое
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый момент, когда малыш произнес первое слово. А на самом деле гораздо раньше.
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Психологи все чаще и настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является,
безусловно, главенствующей.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.
Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи, малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания, делится впечатлениями. В процессе развития речи, ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь, как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.
На своем опыте работы с детьми раннего возраста, я убедилась, что активный словарный запас имеет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы малыш начинает употреблять лишь тогда, когда активный словарь достигает 40 – 60 слов. Особенно быстро пополняется словарь к двум годам. Количество слов, которыми пользуется ребенок от 100 до 300. Чаще всего это существительные. Из прилагательных используются слова, обозначающие размер предмета. Я считаю, что объем словаря на прямую зависит от условий воспитания, от частоты общения со взрослым, а качество речи – от того, какие слова чаще употребляют окружающие, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о том, что необходимо больше внимания уделять развитию речи детей. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В процессе развития речи у детей раннего возраста появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи и на развитие его собственной речи.
Работая с детьми раннего возраста, я из года в год сталкивалась с одними и теми же проблемами, а именно: очень мало материала по речевому развитию детей от 1 года до 2 лет. Имеющийся материал частично устарел и потерял свою актуальность, а новые разработки разбросаны по методической литературе. Таким образом, я пришла к выводу, что нужно систематизировать работу по развитию речи детей раннего возраста, обработав многие источники и внеся новые формы и методы работы.
Развитие активной речи :
- поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными.
- предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей
к подражанию.
- продолжать расширять и обогащать словарный запас детей :
• существительными, обозначающими название игрушек, одежды, обуви, посуды, транспортных средств, ярких представителей животного и растительного мира; именами собственными.
• глаголами, обозначающие бытовые, игровые действия ; действия, противоположные по значению (снимать – надевать); действия, обозначающее желание и эмоциональное состояние людей (смеяться, плакать, хотеть, их взаимоотношения.
• прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, вкусовые качества, температурные различия (сладкий, кислый, холодный).
• наречиями (высоко, низко, тихо, впереди).
- учить детей составлять фразы из двух – трёх слов; употреблять
правильные грамматические формы; согласовывать существительные и
местоимения с глаголами, употреблять глаголы в настоящем,
прошедшем и будущем времени; использовать предлоги.
Предлагать образцы употребления вопросительных слов.
- учить интонационной выразительности речи.
- способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения ко взрослым и сверстникам. Давать образцы правильного произношения слов.
В своей работе я всегда объединяю игру с обучением и получаю возможность сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное, на мой взгляд, заинтересовать малышей, пробудить творческую и познавательную активность. Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приобретению ими сенсорного и сенсорно – моторного опыта.
Пальчиковая гимнастика.
Активизации речевого развития также способствует пальчиковая гимнастика и специальные упражнения на согласование речи с движениями. Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Ведь каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. С этой целью я часто использую народные «пальчиковые» игры не только на занятиях, но и вне их. Дети очень быстро их осваивают и играют в них без показа взрослого. Это такие игры как:
• «Ладушки»
• «Сорока- Ворона»
• «Коза рогатая»
• «Петушок»
• «Пальчик- мальчик»
• «Прятки»
• «Замочек»
• «Паучок»
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий с использованием пальчиковых игр:
• Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст при этом необходимый эмоциональный настрой.
• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковую гимнастику стараюсь проводить в любой удобный момент:
• «Дождик»
• «Зайка серенький»
• «Котята»
• «Веселая семейка»
• «Пальчик- мальчик»
• «Мы делили апельсин»
• «Кукла Маша печенье пекла»
• «Кораблик»
• «Цветочки»
• Педагогические приёмы развития речи малышей.
• Осуществляя руководство развитием речи детей, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Так как мы развиваем у детей понимаемую и активную речь, то и приёмы и методы работы при решении этих задач различны.
• Методы и приёмы активизации речи детей :
• 1. Разучивание слов по типу подражания с голоса, без показа предметов (у детей проявляется сильная слуховая ориентировка).
• 2. «Разговор» с ребёнком в доступной для него форме (повторения слов, ответов на вопросы, подговаривания – заканчивания народных прибауток, потешек).
• Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым. Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть. Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребё нок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.
• 3. Непринуждённая форма организации детей (экскурсии, наблюдения).
• 4. Внезапное появление и исчезновение предмета, внезапная смена действий (занятия – «сюрпризы»).
• 5. Элементы неожиданности в сюжетных показах, инсценировках.
• Внезапно появляющийся предмет вызывает у детей яркую ориентировочную реакцию, что служит благоприятным фоном для развития речи, особенно её понимания. Но при слишком частом использовании принципов новизны и быстром введении новых предметов, возникают ошибки, примитивное обобщение внешне несходных предметов исключительно по признаку новизны и ухудшается узнавание уже известных ребёнку предметов. Широко используя указанные приёмы, необходимо помнить, что диапазон их действия неширок, кроме того их нельзя с одинаковым успехом использовать во всех занятиях. Наряду с правильными ответами они вызывают много примитивных.
• 6. Договаривание детьми слов.
• 7. Повторение одного и того же задания несколько раз.
• 8. Включение наряду с новыми словами – названиями предметов – слов, жизненно необходимых, как называет их В. А. Петрова (дай, на, упал, иди и др.). Дополнительная тренировка в произношении этих слов в жизненных ситуациях обеспечивает активное использование их во время занятий. Правильный ответ на знакомый вопрос доставит радость ребёнку и придаст уверенность в своих силах (даже при недостаточном уровне развития речи и способности к подражанию).
• 9. Вопросы ( могут быть простыми: кто? что, и в более сложной форме: во что одет? кому и что шьёт? зачем? когда? как?
• Вопросы необходимо задавать не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и о том, что было ранее и о том что будет – это помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Устанавливают причинно-следственные связи.
• 10. Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи.
• Например, дети объясняют, кто как подаёт голос (квакает, крякает, что можно делать ножницами, кисточкой; угадывают, что изменилось (катя спряталась за домик, убежал далеко и т. д.) при проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
• 11. Сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей.
• Играя с предметом, который в показе-инсценировке использовал взрослый, ребёнок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
• 12. Поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания (Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста матрёшку. Сам я не могу – высоко стоит». Женя, скажи Кате: «Катенька, я принёс тебе интересную книжку»).
• 13. Показ с называнием, образец слова и построения фразы.
• 14. Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи.» «Где ты взял мишку? Покажи».)
• 15. Использование потешек, коротких стихов.
• Приё мы обогащения и уточнения словаря:
• 1. Показ с называнием (вместе с ребёнком рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать).
• 2. Многократное повторение нового слова (Это помидор. Что это? – помидор. У меня в правой руке…помидор, и в левой руке тоже…помидор).
• 3. Объяснение происхождения слова (Лягушка-квакушка. Почему квакушка) и назначения предмета.
• 4. Поручение, предлагающее ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).
• Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.
• 5. Использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.
• 6. Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т. д.)
• Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.
• 5. Условия успешного развития речи.
• Для своевременного и полноценного развития речи детей раннего возраста в детском саду необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия:
• -необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды,
• - давать возможность ребёнку разнообразно действовать,
• - развивать его движения,
• - и наряду с этим создавать наиболее благоприятные условия для лучшего восприятия, учить ребёнка хорошо видеть, слышать, дифференцировать предметы и устанавливать между ними связи.
• Далеко не обязателен показ всё новых и новых предметов. Наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей со знакомыми предметами.
• Ошибки педагогов, отрицательно влияющие на развитие речи детей раннего возраста :
• а). Шаблонная стереотипная речь. Установление стереотипной связи какого-либо действия ребёнка всегда только со стереотипным сочетанием определённых слов не способствует ни поднятию эмоционального тонуса ребёнка, ни развитию его речи.
• б). Однообразие, стереотипность условий жизни детей мало способствует развитию их речи. Новое появление даже ранее хорошо знакомых предметов на фоне обычной ситуации в группе, их новое сочетание, показ новых действий с ними вносит необходимое разнообразие в жизнь детей, повышает интерес к окружающему, вызывает новые поводы обращения ко взрослому, тем самым способствует развитию речи детей.
• в). Не индивидуальное, а групповое обращение. Общение с детьми первых двух лет жизни должно быть преимущественно индивидуальным. Даже при проведении групповых игр, занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому ребёнку в отдельности. Индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребёнка, повышает эмоциональное значение слова и способствует поэтому его активной речевой реакции.
• г). Нерасчленённость конкретных задач при проведении занятий по развитию речи.
• д). Несвоевременное изменение методических приёмов, несоответствие этих приёмов уровню развития речи детей.
• е). Игнорирование обращения ребё нка или реакция типа: «Я не понимаю, что ты хочешь» недопустимы. Это ведёт к разрушению ещё не окрепшей потребности в общении и не находит своего дальнейшего развития.