Климова Оксана
Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС дословесные
▼ Скачать +Заказ
Вопросы речевого развития дошкольников сегодня имеют первостепенное значение. Это связано в первую очередь с тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с другими людьми, "включает" его в активный процесс общения. Эффективность процесса общения зависит от того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли. Именно поэтому так важно создавать условия для речевой активности детей.
Публикация «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС ДОсловесные» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование у ребенка начальной коммуникативной компетенции, которая проявляется в умении решать задачи с помощью речи в условиях различных видов деятельности: бытовые, познавательные, игровые, образовательные, трудовые и т. д. В то же время ребенок руководствуется особыми условиями ситуации, в которой происходит действие. Для того чтобы ребенок достиг коммуникативной компетентности, воспитатель помогает ее формированию, решая задачи по развитию различных аспектов речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, развитие грамматически правильной речи, развитие звуковой культуры речи, подготовка к грамотность. Ведущей формой работы по развитию речи детей является учебная ситуация. В котором можно организовать несколько образовательных ситуаций с помощью одного дидактического средства (сюжетная картинка, игрушка, книга, природный материал, но с целью постепенного решения более сложных задач когнитивного и вербального характера. Педагог может организовать множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач : научить способам дружеского делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логическую последовательность, научить обобщать полученную информацию в единую историю, научить излагать скомпилированный текст.
В настоящее время невозможно представить развитие современного общества и образования без информационно-коммуникационных технологий. К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении по сравнению с традиционными занятиями следует отнести следующие:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности представления учебной информации. Использование цвета, графики и звука позволяет воссоздать реальный объект или явление.
2. Использование компьютера может значительно повысить мотивацию детей к обучению.
3. ИКТ вовлекают детей в образовательный процесс, способствуя широчайшему раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Использование ИКТ на занятиях по развитию речи и грамотности способствует:
- развитию слухового восприятия у детей;
-формирование навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
-развитие умения свободно говорить, самостоятельно строить предложения.
Презентация является одним из компонентов использования ИКТ на уроке. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна сегодня в связи с компьютеризацией образовательного процесса. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Более того, он может стать своего рода планом урока, его логической структурой и использоваться на любом этапе урока.
Интерактивные технологии прочно вошли в жизнь дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности представления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность учащихся, усиливают воздействие изучаемого материала и способствуют более успешной подготовке детей к школе.
Дети приобретают прочные знания, навыки и умения в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса у дошкольников принадлежит игре. Успешное речевое развитие зависит от восприятия ребенком окружающего мира, предметной деятельности.
Словесные игры и упражнения, дидактические игры являются эффективным средством познавательного и речевого развития дошкольников.
Словесные игры оказывают большое влияние на развитие связной речи дошкольников. Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитие речи детей должно постоянно сопровождаться овладением мыслительными операциями. Во время игры детей учат сравнивать два объекта.
Проведение словесных игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни позволяет решать различные речевые задачи. Они помогают детям по-новому взглянуть на привычные и давно ставшие привычными вещи, учат их быть внимательными и наблюдательными, красиво и правильно говорить, пополняют их словарный запас, учат логически мыслить, развивают слуховую память и способствуют концентрации внимания.
Игры помогают в обучении чтению, в развитии коммуникативных качеств, учат чувствовать красоту поэтического слова, прислушиваться к окружающим звукам, помогают более полно воспринимать все, что мы можем видеть, слышать, осязать, сравнивать слова, расширять цветовосприятие, рассказывать историю, преображать.
Одним из важных средств развития речи дошкольников является дидактическая игра, ведь в играх ребенок не только выполняет требования взрослого, но и активно действует. Во время игры развивается умение аргументировать свои утверждения и доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Когда дети общаются в игре, решая спорные вопросы, активизируется речь.
Дидактическая игра - широко распространенный метод работы со словарным запасом детей дошкольного возраста. Это особая форма обучения детей дошкольного возраста, которая позволяет им обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности. Они позволяют успешно решать следующие задачи:
-обогащение словарного запаса;
-помощь в понимании значений слов и их правильном употреблении с другими словами;
-овладение обобщающими значениями слов, основанными на выявлении общих характерных черт предметов, действий или явлений;
-улучшение образности мышления и его выражения посредством словесного описания;
-расширение понятийного содержания слов;
-использование новых слов в повседневном общении.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и ее конечной целью является результат, который определяется дидактической задачей, игровым заданием, игровыми действиями и правилами, и который педагог предвидит, используя ту или иную игру.
Дидактическая игра содержит большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Ее можно использовать как форму обучения, так и как самостоятельную игровую деятельность, а также как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Игра - это одно из тех занятий, которые используются взрослыми с целью воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успех его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.