Наталья Филиппова
Речевое развитие дошкольников первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Речь является одной из самых важных психических функций в жизни человека. Именно в раннем возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений в работе дошкольных учреждений.
Публикация «Речевое развитие дошкольников первой младшей группы» размещена в разделах
Речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организованных занятиях.
Дети 1 младшей группы по указанию воспитателя должны находить предметы по названию, цвету, размеру, называть их местоположение, имитировать действия людей и животных.
С целью обогащения словаря во время прогулки мы привлекаем детей к наблюдению за работой взрослых, за действиями детей из старших групп, за различными транспортными средствами.
Работа по развитию речи детей проходит в определенной последовательности:
- работа над звуковой культурой речи;
- формирование грамматических навыков;
- расширение словарного запаса;
- развитие речевого творчества;
- развитие связанной речи.
Существует несколько способов развития речи :
1). Словесный:
- чтение литературного произведения,
- вопросы к детям по его содержанию,
- пересказ,
- заучивание наизусть,
- прослушивание аудиозаписи
2). Практический:
- игры - драматизации,
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- использование разных видов театра (кукольный, фланелеграф)
3). Наглядный:
- показ иллюстраций,
- элементы инсценировки,
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Одним из важных аспектов работы воспитателя 1 младшей группы является воспитание звуковой культуры речи. Необходимо научить ребенка правильно произносить звуки пользоваться голосовым аппаратом. Поэтому важно уделять внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря, вводить в обращение общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные.
В раннем возрасте дети очень любознательны, они задают много вопросов. Этим обязательно нужно воспользоваться и терпеливо и подробно рассказывать им обо всем, что их интересует. В нашей группе есть дети, которые очень плохо говорят или вообще не говорят. Им мы уделяем особое внимание привлекаем к театрализации, предлагаем выучить короткие стихи.
Детям младшего возраста легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности. Поэтому мы стараемся как можно чаще давать им возможность говорить вместе, повторять хором короткие четверостишия, чистоговорки, потешки.
Существует ряд показателей, свидетельствующих о том, что речь ребенка развивается полноценно. Дети воспринимают короткие рассказы без использования средств наглядности. Начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имеющих места в их личном опыте. С готовностью откликаются на предложение почитать, послушать сказку, вместе рассмотреть картинки.
Для того, чтобы обеспечить необходимый уровень речевого развития нужно :
1) Организовать речевую среду (разговоры- диалоги, рассказы воспитателя, ежедневное чтение художественных текстов, пение небольших песенок, заучивание коротких стихов, потешек, игры с текстами)
2) Целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально подобранных диалогов различной степени сложности с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметные картинки, тексты художественных произведений).
В заключении нужно сказать, что планируя свою работу по развитию речи детей, мы не должны забывать главное – культура речи определяет общую культуру человека, культуру его мышления, любовь к родному языку.
По материалам открытых интернет источников.