ВАЛЕНТИНА СМОЛЬЯНОВА
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Чрезвычайно важным и ответственным периодом развития ребёнка является ранний возраст. Это возраст, когда всё только начинается, – и игра, и речь, и общение со взрослыми и сверстниками, и возникновение представлений о себе и о мире. В этот период жизни у ребёнка закладываются и начинают развиваться фундаментальные способности – познавательная активность, доверие к другим людям, любознательность, целенаправленность, воображение и др.
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования становится актуальным внимание к развитию и образованию детей, а именно – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. Особое внимание хочется уделить речевому развитию, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями стабильно высок. Чаще и чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками речевого развития у детей.
Именно в возрасте 2-3 лет создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития человека.
По ФГОС Дошкольного Образования речевое развитие включает в себя :
• Владение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Овладение речью как средством общения играет значительную роль в повседневной жизни Хорошему владению речью нужно учиться с малых лет, так как это обучение затягивается ни на год, ни на два, а намного дольше. Для того, чтобы хорошо ей овладеть, ребёнок должен находиться в «языковой среде», т. е. иметь возможность слышать речь окружающих. Важным является и общение со сверстниками, так как оно существенно отличается от общения со взрослыми, ведь общаясь друг с другом, дети более полно используют речевые средства. Задачей педагога стоит помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Неотъемлемой частью речевого развития является обогащение активного словаря, т. е. увеличения запаса тех слов, которые ребёнок не только знает, но и активно использует в своей речи, который к 3 годам составляет 1300-1400 слов. Надо не забывать о разучивании новых стишков, потешек, пении песенок, чтении сказок, доступных для восприятия в их возрасте.
Развивать звуковую и интонационную культуру речи и фонематический слух (распознавание речевых звуков) лучше в игровой деятельности,
Игры помогут обогатить словарный запас, сформировать фонематическое восприятие, улучшить звуковую культуру речи, что благоприятно отразится в дальнейшем на его общении.
Для понимания на слух различных текстов надо развивать слуховое восприятие. Развивать слуховое восприятие можно на улице, когда вы идёте по аллее просить ребёнка прислушаться к звукам природы, услышать какая птичка поёт, обращать внимание ребёнка на звук падающих шишек, стук дятла, топот ёжика в траве
Для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками необходимо создание психолого- педагогических условий в ДО. В этом смысле современному педагогу предъявляются соответствующие требования к созданию условий
для развития у детей речевого общения со взрослыми:
поощрение любых обращений детей ко взрослому проявление инициативы в речевом общении с детьми поощрение речевого общения детей между собой для обогащения речи детей;
расширение словарного запаса (включение новых слов в беседы, игру, предметную деятельность и пр.);
развитие образной стороны речи (побуждение пользоваться эпитетами, сравнениями)
развитие интереса к различным жанрам литературного творчества (чтение сказки, рассказов, стихов, знакомство с фольклорными произведениями; побуждение детей рассказывать стихи, сказки, инсценировать их);
побуждение детей к словотворчеству, организация речевых игр (скороговорки, чистоговорки, звукоподражательные игры и др.) для развития у детей правильной речи;
образец речевой культуры (речь взрослых ясная, четкая, красочная, эмоциональная, соответствует правилам речевого этикета);
побуждение детей использовать культурно принятые формы речи (помощь в овладении грамматическим строем речи, следить за правильным произношением, темпом, громкостью речи и т. п.);
побуждение к развернутому, связному изложению определенного содержания (описанию игрушки, картинки, пересказу сказки, и пр.);
для развития речевого мышления детей;
обсуждение вместе с детьми последовательность событий, изображенных на картинке, причины и следствия поступков персонажей сказок, основной смысл пословиц и т. п. ;
организация игры и занятия, направленные на речевое обобщение детьми предметов и явлений, на экспериментирование со словами, звуками (предлагать отгадывать загадки и пр.).
В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение со взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.
В младшем возрасте рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм. Так же в умывальной комнате и раздевалке располагаются алгоритмы (алгоритм последовательности умывания, одевания).
В соответствии с Федеральными Государственными стандартами родители являются первыми учителями ребенка, поэтому они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Воспитатель призван создать такие условия в ДО, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс через совместную проектную деятельность, подготовку к праздникам, различным конкурсам, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок стимулируют речевую активность детей. Проведение интерактивных встреч с родителями, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов способствует повышению у них педагогической компетентности в вопросах развития и формирования правильной речи детей.
Таким образом, мы приходим к выводу, что речевое развитие выступает как основа наличия самосознания. Речь – основа для развития человека как личности, а начинать её развитие стоит с малых лет, прибегая для начала к игровым формам, активизируя лексический запас слов. ФГОС ДО уделяет не мало внимания важности развития речи в раннем детстве.