Ирина Игоревна Гаврюшкина
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного фольклора
Актуальность работы моей темы заключается в том, что с помощью устного народного творчества взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Средняя группа
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Общаясь с вновь прибывшими детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас помогут малые формы фольклора. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.
Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется, само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в работе с детьми я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.
Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.
Исходя из опыта работы с детьми, я определила следующие задачи:
– воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;
– посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь;
– расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора;
– развивать умение разыгрывать сказки по ролям;
– учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Реализацию поставленных задач по развитию речи осуществляла через следующие направления:
– использование фольклорных произведений на занятиях;
– в играх: дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки;
– чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;
– использование фольклора в режимных моментах;
– работа с родителями.
Т. к это дети только поступившие в ДОУ, малыши 2-3лет, с сентября по декабрь у детей адаптационный период, в котором я использовала потешки, прибаутки, чтобы отвлечь детей.
Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Поэтому в моей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В интерьер группы включила элементы русского фольклора : пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы, различные виды театров. В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок».
А также оформила картотеку «Русские народные потешки», «Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста», основанная на фольклорном материале. Также вместе с родителями мы пополняем наш пальчиковый театр.
С декабря по настоящее время мы с ребятишками играем в пальчиковый и настольный театр. И разучили такие сказки как «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок».
Для закрепления и обогащения словаря, эмоциональной окраски речи родителям даются домашние задания для проговаривания и закрепления, а также использования данного материала в домашнем режиме.
Продукт методической деятельности:
1. Картотека потешек на каждый режимный момент в ДОУ.
2. Консультация для родителей по развитию и обогащению речи через чтение сказок, потешек и т. д.
3. Пальчиковый театр по русским народным сказкам- Теремок, Колобок, Курочка Ряба, Репка (выполненные своими руками с участием родителей)