Татьяна
Развивающая среда в группе раннего возраста по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: речевая развивающая среда в группе раннего возраста (1,6 – 3 лет) по речевому развитию.
Цель:
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
- Овладение речью, как средством общения;
- Обогащение активного словаря;
Публикация «Развивающая среда в группе раннего возраста по речевому развитию» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
- Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс.
Развитие речи ребенка – один из самых важных разделов педагогики раннего возраста, направленный на умственное развитие ребенка.
Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда.
Работать с речью помогут такие центры:
речевой и книжный;
игровой;
театральный;
Музыкальный;
центр ИЗО;
сенсорно-строительный;
центр песка и воды;
и другие (опосредствованно).
Речевой и книжный центр.
Эти центры формируют словарь, учат слушать, описывать предметы и явления.
Наполнение центра может быть следующим:
Книги – художественные и обучающие.
Дидактические игры для развития речи.
Наборы сюжетных, предметных и тематических картинок.
Разнообразные игры и лото.
• Наборы тематических картинок или открыток (по 4-6 шт.) на тему домашних и диких животных, птиц, рыб, деревьев, цветов, фруктов и овощей, продуктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
• Картинки для группировки по определенному признаку.
• Картинки (по 3-4 шт.) для составления последовательности (сюжет сказки, истории).
• Картинки по 4 шт. на времена суток и времена года.
• Большие, красочные картинки на социобытовую или сказочную тематику – ту, что будет интересна ребенку.
• Лото с изображениями птичек, домашних животных.
• Разные игры и пособия, формирующие правильное дыхание («Бабочки», «Листочки», трубочки, легкие снежинки из бумаги и прочее, где надо использовать струю воздуха).
• Пособия и игрушки для развития фонематического восприятия (погремушки, шумовые инструменты, музыкальные шкатулки).
• Пособия для артикуляционных упражнений, в том числе зеркала настенные и индивидуальные.
Игровой центр
В первую очередь, развивает коммуникативные навыки.
Игры провоцируют речевую активность. Они являются благоприятной средой для того, чтобы дошкольник начал говорить. Разговаривая разными голосами и кривляясь в совместных играх с другими детьми, он перестает бояться.
Какое наполнение можно рекомендовать для игрового уголка:
• Стеллаж для технических игрушек (машинок, тракторов инструментов и т. д.).
• Стеллаж с мебелью для кукольного дома. Это кресла с диваном и столом для гостиной; мебель, плита и мойка для кухни, кровати для спальни, шкаф с одеждой.
• Атрибуты сюжетно-ролевых игр. Например, набор принадлежностей для «Больницы», «Магазина игрушек», «Парикмахерской», «Дом»
• Дидактические игры
Театральный центр
Театральные игры учат не только фантазировать и перевоплощаться. Они помогают перебороть страх разговаривать и использовать голос.
Что понадобится для организации театрального уголка:
• ширма для игр и постановок;
• театры – кукольный, настольный (плоскостной, пальчиковый, перчаточный (бибабо, резиновых игрушек;
• маски животных и сказочных героев;
• мелкие тематические игрушки для обыгрывания ситуаций;
• парики, шляпы, другой реквизит;
• специальные театрализованные игры (по возможности)
Центр изобразительной и художественной деятельности.
Лепка, аппликация, рисование развивают мелкую моторику. Это важно для установления связей в мозгу и развития речи. Поэтому логично использовать уголок искусств в качестве развивающей речевой среды. Что можно порекомендовать для оборудования этого центра:
• столы для ИЗО;
• мольберты;
• материалы для работы (краски, фломастеры, карандаши, альбомы, мелки, кисточки, трафареты, раскраски, салфетки, пластилин и инструменты для лепки, цветная бумага, клей, другое);
вкладыши, наклейки, трафареты;
Сенсорно-строительный центр
Развивать пальчики и общую моторику помогает не только творчество. Но и работа с конструкторами, мозаиками, паззлами. Для группы раннего возраста его можно наполнить подходящим под возраст материалом. А именно, подготовить столы и положить на полки стенда:
• картонные пазлы с количеством элементов от 3-4 штук (рисунки в виде зверушек, куколок, машинок);
• пластиковые конструкторы, «Лего»;
• мозаику с рисунками-образцами для повторения;
• разные матрешки, пирамидки и другие подобные игры;
• игрушки-шнуровки;
• домино;
• разрезные картинки из 2-х частей;
• массажные и пупырчатые мячики;
• прищепки.
Центр песка и воды.
(игры с водой, песком, крупами и т. д)
Дети очень любят этот уголок!
Для центра «Песка и воды» понадобится:
Емкости с песком, водой, камни, крупы, шарики
Формочки, совочки, мелкие игрушки
Хорошая речь – важное условие всестороннего развития малышей в текущей и будущей жизни. Поэтому на нее надо пытаться воздействовать с самого раннего возраста. Сначала – правильными примерами и собственной речью. Потом – стимулировать ребенка воспринимать информацию на слух, тренировать артикуляцию и не бояться разговаривать.