Лариса Полякова
Речевая карта ребёнка
▼ Скачать +Заказ
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Сведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы/ должность, мобильный телефон) ___
Отец (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы/ должность, мобильный телефон)
___
___
Национальный язык/ Двуязычие ___
Решением от протокол №___
Коллегиальное заключение ППК---
---
Дата заполнения речевой карты___
Логопед___
Общий анамнез
Перенесенные заболевания
До года___
После года___
Ушибы, травмы головы___
Публикация «Речевая карта ребёнка» размещена в разделах
судороги при высокой температуре___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Невролог___
Психиатр___
Оториноларинголог___
Офтальмолог___ Речевой анамнез
Гуление в ( в норме: с 2-х мес)___
Лепет в ( в норме: с 4—6 мес)___
Первые слова ( в норме: около года) ___
Первые фразы в ( в норме: от 1,5 до 2-х лет)___
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___ Занимались ли с логопедом ___
Результаты занятий с логопедом ___
Исследование неречевых психических функций
Исследование зрительного восприятия
• Знание цветов и оттенков
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный
___
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) ___• Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб ___
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр)
___
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)___
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
___
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
___
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, ___
Исследование состояния моторной сферы
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)___
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; под
бросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)___
2. Состояние ручной моторики
(объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).
5 лет: ___
6 лет: ___
Кинестетическая основа движений:
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих руки, упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь, ведущей рукой)
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, ,потом — на левой,упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой)
Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений).
• Выполнение упражнений:
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос)
___
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)
___
Состояние артикуляционной моторики
• Движения губ:
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений)___
6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю
губу, обнажив нижние зубы)
• Движения языка:
Наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений
Выполнить упражнения «Лопата», «Иголочка», чередовать выполнение указанных упражнений. «Качели»; «Маятник, Вкусное варенье»
5 лет___
6 лет___
Исследование состояния импрессивной речи. Пассивный словарь.
Понимание действий (показать по предложенным картинкам) :
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет) ___
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) ___
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам) :
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье) ___
6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)___
Понимание различных форм словоизменения.
• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам) :
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно —окна)___
6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо —перья, ухо — уши)___
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
5 лет (в, на, у, под, за, по) ___
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)___
• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)___
б лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце)___
• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам) :
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)___
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест —девочки едят) ___
• Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам) :
5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)___
6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому)___
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
• Понимание предложений (показать по предложенным картинкам) :
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.) ___
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился___
Состояние фонематического восприятия.
• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :
5лет
мышка - мишка___
почка — бочка___
катушка — кадушка___
корка — горка___
6 лет
мышка — мошка___
пашня — башня___
сова — софа___
крот — грот___
• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :
5 лет
речка — редька___
цвет — свет___
челка — щелка___
рейка — лейка ___
6 лет
лук — люк___
марка — майка___
ель — гель___
плач — плащ___
Исследование состояния экспрессивной речи
1. Активный словарь.
Имена существительные.
• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
5 лет
Мебель: ___
Овощи: ___
Фрукты: ___
Птицы: ___
6 лет
Ягоды: ___
Насекомые: ___
Животные: ___
Транспорт: ___
• Назвать части тела и части предметов (по картинкам).
5 лет
Нос рукав ___
рот воротник ___
шея пуговица ___
живот кабина машины ___
грудь руль ___
6 лет
Локоть манжета __ ___
ладонь петля для пуговицы___
затылок фары___
висок мотор___
• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
5 лет
Стул, стол, шкаф ___
Огурец, помидор, морковь ___
Яблоко, банан, апельсин ___
Воробей, голубь, сова___
6 лет___
Клубника, смородина, черника ___
Муха, комар, бабочка ___ ___
Кошка, собака, корова___
Самолет, автобус, машина___
• Подобрать антонимы (слова «наоборот»). ___
6 лет
ДРУГ добро
Горе горячий___
Легкий длинный___
Давать поднимать___
ГЛАГОЛЫ.
5 лет (ответить на вопросы логопеда) :
Как передвигаются птицы? (летают) ___
Как передвигаются рыбы? (плавают) ___
Как передвигается змея? (ползает) ___
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___
Как передвигается человек? (ходит) ___
Кошка мяукает. А собака что делает? (лает)___
А как подает голос корова? (мычит) ___
А как подает голос петух? (кукарекает) ___
6 лет (ответить на вопросы логопеда) : Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует)___
А как подает голос волк? (воет) ___
А как подает голос лошадь? (ржет) ___
А как подает голос овца? (блеет) ___
Врач лечит. А что делает учитель? (учит) ___
А что делает продавец? (продает) ___
А что делает маляр? (красит) ___
А что делает швея? (шьет) ___
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. •
5 лет
Солнце какое? (круглое) ___
Печенье какое? (квадратное)___
Косынка какая? (треугольная) ___
Огурец какой? (овальный) ___
6 лет___
Руль какой? (круглый) _ ___
Окно какое? (квадратное) ___
Флажок какой? (треугольный)___
Слива какая? (овальная) ___
Одеяло какое? (прямоугольное) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
5 лет
Рот — рты___
Лев___
Река___
Ухо___
Кольцо___
6 лет
Глаз — глаза___
Лист___
Стул___
Дерево___
Пень___
Воробей___
• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).
5 лет
Где сидит снегирь? (на дереве)___
Где стоит машина? (в гараже) ___
У кого кукла? (у девочки) ___
Где стоит коза? (за забором) ___
Где едет машина? (по дороге) ___
6 лет
Где лежит мяч? (под столом) ___
Где летает бабочка? (над цветком) ___
Откуда вылетает птичка? (из клетки) ___
Откуда прыгает котенок? (с кресла) ___
• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
5 лет
Два мяча___
Пять мячей___
Две розы___
Пять роз ___
Два окна___
Пять окон___
6лет
Два пня___
Пять пней___
Два воробья___
Пять воробьев___
Две шали___
Пять шалей___
Два ведра___
Пять ведер___
• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).
5 лет
Забор — заборчик___
Носок — носочек___
Лента — ленточка___
Окно — окошечко___
6 лет
Палец — пальчик___
Изба — избушка___
Крыльцо — крылечко___
Кресло — креслице___
• Образование названий детенышей животных.
5 лет
У зайчихи___
У волчицы ___
У белки ___
У козы___
6 лет
У медведицы___
У бобрихи ___
У барсучихи___
У собаки ___
У коровы ___
Образование относительных прилагательных.
6 лет
Стол из дерева (какой) — деревянный ___
Аквариум из стекла (какой) ___
Крыша из соломы (какая) ___
Стена из кирпича (какая) ___
Шапка из меха (какая) ___
Носки из шерсти (какие) ___
Сапоги из резины (какие) ___
Крепость из снега (какая) ___
Лопатка из металла (какая) ___
Сок из яблок (какой) ___
• Образование притяжательных прилагательных. 6 лет___
Очки бабушки (чьи) — бабушкины ___
Туфли мамы (чьи) ___
Усы кошки (чьи) ___
Хвост лисы (чей) ___
Берлога медведя (чья) ___
Гребень петуха (чей)___
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам).
6 лет
Мальчик выходит из дома. ___
Мальчик отходит от дома. ___
Мальчик подходит к магазину. ___
Мальчик переходит улицу. ___
Мальчик обходит лужу. ___
Мальчик входит в дом. ___
• Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам).
6 лет
Девочка строит домик. ___
Девочка построила домик. ___
Мальчик красит самолет. ___
Мальчик покрасил самолет ___
3. Состояние связной речи.
• Пересказ текста из нескольких предложений.
5 лет Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
___
___
Составление рассказа по серии картинок 6 лет ___
Исследование фонетической стороны речи.
• Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
5 лет
Самолет___
Скворец___
Фотограф___
Микстура___
Парашютист___
Погремушка___
Сестренка развешивает простыни___
В универсаме продают продукты. ___
Парашютисты готовятся к прыжку___
6 лет
Тротуар ___
Градусник___
Фотоаппарат___
Регулировщик___
Виолончелист___
Экскаватор___
___
Виолончелист укладывает инструмент в футляр___
Регулировщик руководит движением на перекрестке___
У фотографа фотоаппарат со вспышкой ___
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замена звуков, возможные искажения, назализованность носовых звуков).
5 лет
Произношение и различение звуков: произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С)
С С’ З З’ Ц Ш Ж Ч Щ Л Л’ Р Р’ Н Н’ М М’ J
Изолир
в словах
в речи
6лет
Произношение и различение звуков: произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С)
С С’ З З’ Ц Ш Ж Ч Щ Л Л’ Р Р’ Н Н’ М М’ J
Изолир
в словах
в речи
5. Состояние дыхательной и голосовой функций.
5 лет
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___
• Продолжительность речевого выдоха___
• Голос (тихий, хриплый, громкий, назальный, низкий высокий) ___
6 лет
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное,)___
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___
• Продолжительность речевого выдоха ___
• Голос (тихий, хриплый, громкий, назальный, низкий высокий) ___
_Особенности динамической стороны речи.
5 лет
• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___
• Ритм (нормальный, скандированный, растянутый)___
6 лет
• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___
• Ритм (нормальный, скандированный, растянутый)___
Разборчивость речи (невнятная, смазанная, малопонятная, сниженная)___
. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
• Повторение слогов с оппозиционными звуками.
5 лет
ба-па-ба ___
да-та-да ___
га-ка-га ___
за-са-за ___
та-тя-та___
6 лет
Па-ба-па___
Та-да-та___
Ка-га-ка___
Са-за-ся___
Ша-са-ша___
Жа—ша-жа___
Ча-тя-ча___
Ля-ла-ла___
Выделение начального ударного из слов. 5 лет
Астра
Осень
Улей
Иглы___
• Выделение конечного согласного из слов. 6 лет
Кот суп ___
Сом лимон ___
• Выделение начального согласного из слов. 6 лет
Мост банка___
Пол тапки___
Дом нос___
• Определение последовательности звуков в слове. 6 лет
Кот вата___
Определение количества звуков в словах. 6 лет
Бык___ вата___
Дом ___ банан___
Логопедическое заключение первый год обучения
1. Звукопроизношение: постановка, автоматизация, дифференциация. Динамика автоматизации, сформированности самоконтроля___
2. Слоговая структура: Воспроизводит без ошибок, нарушения слоговой структуры редки, главным образом в малознакомых словах; доведена до нормы; сохраняются значительные (не значительные) нарушения в спонтанной (отраженной) речи___
3. Развитие фонематических процессов: дифференцирует звуки на слух, в произношении; фонематический анализ / синтез сформирован, приближен к норме___
4. Лексика: словарный запас ограничен, расхождение объемов активного и пассивного словарей; неточное употребление слов; лексика по возрасту; преобладание бытового словаря___
5. Грамматический строй: неправильное употребление предложно – падежных конструкций, ошибки в согласованиях, специфические аграмматизмы, многочисленные, стойкие; использование грамматических категорий без затруднений___
___
6. Связная речь: с/без помощи взрослого, по наводящим вопросам, с подсказкой; рассказ (пересказ) возможен (невозможен); искажает смысловые звенья, не отражает смысловых отношений, нарушает последовательность событий___
___
Дата___ Логопед___
Логопедическое заключение второй год обучения
1. Звукопроизношение: постановка, автоматизация, дифференциация. Динамика автоматизации, сформированностисамоконтроля___
2. Слоговая структура: Воспроизводит без ошибок, нарушения слоговой структуры редки, главным образом в малознакомых словах; доведена до нормы; сохраняются значительные (не значительные) нарушения в спонтанной (отраженной) речи___
3. Развитие фонематических процессов: дифференцирует звуки на слух, в произношении; фонематический анализ / синтез сформирован, приближен к норме ___
___
4. Лексика: словарный запас ограничен, расхождение объемов активного и пассивного словарей; неточное употребление слов; лексика по возрасту; преобладание бытового словаря___
5. Грамматический строй: неправильное употребление предложно – падежных конструкций, ошибки в согласованиях, специфические аграмматизмы, многочисленные, стойкие; использование грамматических категорий без затруднений___
___
6. Связная речь: с/без помощи взрослого, по наводящим вопросам, с подсказкой; рассказ (пересказ) возможен (невозможен); искажает смысловые звенья, не отражает смысловых отношений, нарушает последовательность событий___
___
Дата___ Логопед___