Барматина Ольга Валентиновна
Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее обследование детей с нарушениями речи – первый и основополагающий этап в логокоррекционной работе.
Логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на эту картину.
Темочки:
Существенный вклад в логопедическую диагностику дошкольников вносит онтогенетический подход. Отклонения от нормального хода развития речи могут регистрироваться только в сопоставлении с данными онтогенеза. Современная диагностика общего недоразвития речи предполагает оценку развития разных сторон лингвистической системы. Логопеды исследуют не только дыхание, голосовой аппарат, артикуляционные органы, но и звукопроизношение, состояние фонематической системы, лексики, грамматического строя речи, связной устной речи.
Процедура и методы обследования должны варьироваться в соответствии с возрастом и психологическими особенностями ребёнка. Логопед может проводить обследование в присутствии родителей или без них, может опираться на предметы окружающей обстановки, игрушки, картинки, может менять речевой материал.
Логопедическое обследование включает два этапа : предварительный этап и этап актуального обследования.
На предварительном этапе логопед собирает общие сведения, заключения врачей, данные анамнеза. Общие сведения включают фамилию, имя, отчество ребёнка и родителей, дату рождения, домашний адрес, сведения о времени поступления в логопедическую группу, об основаниях для приёма. По данным врачей-специалистов оценивается биологическая сохранность речевой системы. Для оценки характера развития речи важными являются сведения о раннем психомоторном и речевом развитии ребёнка. Отставание в развитии указывает на недостаточную способность к компенсации. Нормальный темп раннего развития при наличии неблагоприятных факторов в анамнезе показывает на хорошие компенсаторные возможности ребёнка. Первостепенное значение в дифференциальной диагностике имеют данные о состоянии слуха. При оценке уровня развития речи ребёнка в некоторых случаях имеет значение заключение психиатра об интеллектуальном развитии. Нарушения зрения могут влиять на формирование словаря, затруднять усвоение письма и чтения. Данные невропатолога важны для диагностики дизартрии, алалии, заикания.
На втором этапе проводится актуальное обследование. Первоначально даётся общая оценка речи. Общая характеристика речи включает оценку состояния импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь оценивается как способность понимания ситуативной и контекстной речи. При оценке экспрессивной речи принимается во внимание её наличие, развёрнутость (отдельные слова, фразы, связная речь, внятность, использование жестов в общении, специфические проявления.
Далее обследуется состояние анатомо-физиологической основы произношения – дыхания, фонации, строения артикуляционного аппарата, выполнение мимических и артикуляционных движений. Обследование состояния дыхания предполагает выявление типа дыхания, объёма речевого выдоха. Состояние фонации включает параметры голосоподачи, силу голоса (громкость, тембр голоса, модуляцию. Оценка строения артикуляционного аппарата предполагает выявление отклонений в анатомии губ, зубов, челюстей, языка, нёба. Обследование состояния артикуляционной моторики включает выявление подвижности и симметричности движений губ, языка, мягкого нёба. В процессе обследования может быть обнаружено наличие неврологической симптоматики в оральной области: повышенная саливация, нарушения тонуса мышц, тремор, девиация языка, синкинезии, гиперкинезы и др.
При обследовании состояния ручной моторики выявляется ведущая рука, координация работы обеих рук, пространственная организация движений. Можно увидеть состояние тонуса мышц. С помощью специальных упражнений можно выявить степень произвольности ручной моторики, статический и динамический праксис. Несформированность конструктивного праксиса характерна для всех видов отклонений в психическом и речевом развитии. Недостатки конструктивного праксиса могут влиять на усвоение лексико-грамматических компонентов языка, чтения и письма.
Ориентировка во времени также важна для усвоения лингвистики и письменной речи. Знания времени суток, времён года выявляются с опорой на соответствующие картинки. Кроме того, предлагается по памяти перечислить последовательность частей суток, дней недели, времён года. В процессе беседы выясняются представления детей о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Несформированность временных представлений характерна для всех видов отклонений в психическом и речевом развитии.
Исследование фонематической системы речи нужно провести с особой тщательностью. Это обследование включает выявление состояния слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа, синтеза и представлений. Состояние фонематического анализа слов оценивается по способности определять наличие звука в слове, выделять звук из слова, проводить количественный, последовательный (порядковый, позиционный звуковой анализ слов.
Состояние звуко- слоговой структуры слова оценивается по способности называть слова (с опорой на картинки, имеющие разную звуко-слоговую структуру. Фиксируются пропуски, замены, перестановки звуков и слогов.
Состояние звукопроизношения сначала проверяется в отражённой речи – ребёнку предлагается произнести звуки изолированно и в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных). Для обследования состояния звукопроизношения в словах и во фразах используется картинный материал. Картинки подбираются таким образом, чтобы ребёнок при их назывании продемонстрировал, как он произносит звуки в разных позициях – в начале, в середине, в конце слов. Ошибки звукопроизношения фиксируются в трё х видах: отсутствие звука, замена другим звуком, искажение звука.
Далее обследуется состояние лексической стороны речи. Для выявления уровня развития предметного словаря необходимо использовать вариативный материал: натуральные предметы, игрушки, картинки. Понимание и употребление ребёнком в активном словаре существительных, прилагательных, глаголов, наречий можно выявить в процессе беседы и совместной предметной деятельности. Несформированность лексики указывает на задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, алалию.
Исследование грамматического строя речи предполагает выявление способности к выполнению грамматических операций словоизменения и словообразования. При исследовании способности словоизменения нужно выявить, как ребёнок владеет категориями числа, рода, падежа существительных и прилагательных, а также категориями числа, времени и рода глаголов.
Следует помнить, что наиболее ярко лексико-грамматические нарушения проявляются в связной речи. Для обследования состояния связной речи ребёнку предлагается составить рассказ с опорой на соответствующие картинки из логопедического альбома. В связной речи оценивается способность выстроить высказывание логично и последовательно, т. е. спланировать высказывание и придерживаться заданного плана. Кроме того, оценке подлежат языковые средства, которые определяют объём высказывания, его однословный либо фразовый характер, лексическое разнообразие, грамматические средства. Рассказ по серии сюжетных картин не требует от ребёнка планирования высказывания. Способность к планированию связного высказывания в более простом варианте обследуется при составлении рассказа по сюжетной картине, в более сложном варианте – при составлении описательного рассказа по предметной картинке.
Итак, логопедическое обследование должно быть комплексным, целостным и динамичным, основываться на фактических данных.
Процедура обследования завершается постановкой логопедического диагноза по психолого-педагогической классификации. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Мною обобщены авторские материалы, опыт работы ведущих учителей-логопедов и разработана данная речевая карта дошкольника 5-7 лет. (Приложение)
Речевая карта включает в себя все разделы логопедического обследования. В ней фиксируются ошибочные ответы детей,приводятся образцы детских высказываний с фонетическими,лексическими и грамматическими ошибками. Каждое диагностическое задание оценивается по пятибальной системе. Процедура обследования завершается постановкой логопедического диагноза по психолого-педагогической классификации. Составляется индивидуальный речевой профиль и индивидуальный план работы.
Логопеды имеют право на собственный выбор речевых карт – более или менее подробных. Критерием оценки всегда должна быть не форма карты, а её содержание и, главное, – точность логопедических диагнозов, позволяющих выстраивать эффективную систему коррекции речевого развития и прогнозировать развитие ребёнка в целом.
Приложение
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения (число, месяц, год) ___
Дата обследования (число, месяц, год) ___
Возраст (на момент обследования) ___
Домашний адрес, телефон ___
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ___
___
Заключение ТПМПК ___
___
2. Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет ___
___
Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет ___
___
Другие члены семьи, живущие в данной семье ___
___
Жалобы родителей, данные с их слов о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе ___
___
Наследственные заболевания ___
___
___
Жалобы родителей ___
___
3. Общий анамнез
От какой беременности ребенок ___ родов ___
Возраст матери в период родов ___
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери, токсикоз ___
___
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные ___
___
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция ___
Крик: был, нет, не сразу ___
Асфиксия: белая, синяя, нет___
Резус-фактор: отрицательный, совместимость ___
Вес и рост ребенка при рождении ___
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью ___
___
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до ___
___
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное ___
Выписка из родильного дома на ___ день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___
Особенности раннего развития: держит голову с ___ мес. ,
сидит с ___ мес. ,
стоит с ___ мес. ,
ходит с ___ мес.
Первые зубы с ___ мес., к году зубов ___
Перенесенные заболевания:
До 1 года ___
С года до 3-х лет ___
С 3-х до 7 лет ___
___
Инфекции ___
Ушибы и травмы головы ___
Судороги при высокой температуре ___
Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др. ___
___
Заключение психиатра или невропатолога ___
___
___
Состояние слуха и зрения ___
___
4. Данные о развитии речи
Гуление с ___ мес.
Лепет с ___ мес.
Первые слова ___
Первые фразы ___
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___
___
Речевая среда : с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм) ___
___
5. Психофизические процессы
1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Ориентация во времени:
Времена года
Дни недели
Части суток
Вчера, сегодня, завтра
До – после
с 6 лет
Месяцы
Ориентация в пространстве:
Верх – низ
Впереди – сзади
Правая – левая (сторона)
с 6 лет
Слева внизу
Справа вверху
Слева вверху
Справа внизу
Ориентация в схеме тела:
Правая – левая (рука)
Правая – левая (нога)
Правый – левый (глаз)
Правое – левое (ухо)
с 6 лет
Правой рукой показать левый глаз
Левой рукой показать правое ухо
Восприятие формы:
Квадрат
Круг
Овал
Прямоугольник
Треугольник
с 6 лет
Многоугольник
Восприятие цвета:
Красный
Жёлтый
Синий
Зелёный
Белый
Чёрный
Голубой
Оранжевый
с 6 лет
Фиолетовый
Розовый
Коричневый
Серый
Память:
Зрительная
Слуховая
Мышление:
Конструктивная деятельность
Прямой и обратный счёт
Обобщение
Исключение
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
6. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)
Органы артикуляции 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Губы
Зубы
Язык
Прикус
Твёрдое нёбо
Мягкое нёбо
Подъязычное уздечко
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
7. Сенсомоторный уровень речи
Артикуляционная моторика
Упражнения 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
«Улыбка»
«Дудочка»
«Лопатка»
«Иголка»
«Улыбка» - «Дудочка»
«Качели»
«Часики»
«Лошадка»
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
Общее звучание речи:
Показатели 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Темп
Голос
Разборчивость
Дыхание
Ритм
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
8. Моторная сфера
Показатели 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Общая моторика
Ручная моторика
Ведущая рука
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
9. Звукопроизношение:
1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
а б в г а б в г а б в г а б в г
свистящие:
С
С’
З
З’
Ц
шипящие:
Ш
Ж
Ч
Щ
сонорные:
Р
Р’
Л
Л’
г) другие
Оценка:
А – изолированное произношение, Б – в слове, В – в фразе, Г – в речи.
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
10. Фонематическое восприятие
Процесс 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Повтори:
ша – са – ша
са – за – за
па – ба – па
да – да – та
ка – га – га
ва – фа – ва
жа – за – жа
ра – ла – ла
ря – ря – ла
зя – зя – за
Покажи картинки с заданным звуком
Услышь слово с заданным звуком
Подбери пары картинок к словам – паронимам
Придумай слово с заданным звуком
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
11. Языковой анализ и синтез:
Навыки 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Выделение ударного гласного в начале слова
Определение первого согласного в начале слова
Определение последнего звука в слове
Определение количества звуков в слове
Определение последовательности звуков в слове
Определение количества слов в предложении
Определение количества слогов в слове
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
12. Произношение слов сложной слоговой структуры
1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Повтори:
строительство
аквариум
милиционер
градусник
библиотека
Назови по картинкам :
пуговица
черепаха
велосипед
сковорода
полотенце
телевизор
мотоцикл
Повтори предложения:
Ребята слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Регулировщик регулирует уличное движение.
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
13. Словарь
Словари 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Предметный словарь
А) Назвать части предметов:
Чайник: донышко
носик
крышка
Стул: сиденье
спинка
ножки
Б) Назвать по картинкам :
ресницы
брови
локоть
шея
фонтан
клумба
водопад
хобот
рукав
В) Обобщающие понятия
Что это? юла
мяч
пирамидка
паровоз
Назови одним словом:
Что это? вилка
ложка
чашка
чайник
тарелка
Назови одним словом:
Что это? юбка
кофта
брюки
носки
платье
рубашка
Назови одним словом:
Что это? валенки
сапоги
туфли
ботинки
кеды
галоши
Назови одним словом:
Что это? лук
свекла
морковь
помидор
огурец
репка
Назови одним словом:
Что это? яблоко
груша
слива
лимон
апельсин
виноград
Назови одним словом:
Кто это? белка
лиса
заяц
медведь
ёжик
Назови одним словом. Назови их детё нышей:
Кто это? корова
лошадь
коза
свинья
собака
кошка
Назови, какую ты знаешь мебель?
Назови, каких ты знаешь птиц?
Г) Профессии взрослых
• Кто лечит людей?
• Кто учит детей?
• Кто работает в магазине?
• Кто водит машину?
• Кто готовит обед в столовой?
Глагольный словарь
А) Назвать слова действия (что делать)
• самолёт
• лошадь
• дятел
• мальчик
• девочка
Б) Назвать близкие по значению слова действия:
• шьёт
• вяжет
• вышивает
• варит
• жарит
• печёт
В) Кто как голос подаёт?
• кошка
• собака
• петух
• утка
• свинья
• мышь
Словарь признаков
А) Подбор антонимов
• чёрный
• сладкий
• маленький
• высокий
• широкое
• толстая
• длинная
Б) Подбор прилагательных к существительным
• лимон (какой)
• платье (какое)
• ягода (какая)
• бусы (какие)
В) Образование прилагательных от существительных
• шкаф из дерева
• шапка из шерсти
• чашка из фарфора
• машина из железа
• стакан из стекла
• шуба из меха
Г) Образование притяжательных прилагательных
Чей хвост?
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
Конец года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
14. Грамматический строй
1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
а) Падежные конструкции:
И. п. Кто это? Что это?
Р. п. Без чего?
Д. п. Даёт корм кому?
В. п. Мальчик нарисовал кого?
Т. п. Работает чем?
П. п. Мечтает о чём?
б) Согласование прилагательных с существительными:
майка (какая)
флаг (какой)
полотенце (какое)
в) Образование форм И. п. мн. ч. существительных:
кот
кровать
лампа
вагон
стол
гриб
гнездо
письмо
яйцо
ухо
котёнок
г) Образование форм Р. п. мн. ч. существительных:
Чего много в лесу?
Чего много в комнате?
д) Согласование существительных с числительными:
1, 2, 5:
• ручка
• стул
• ухо
е) Образование прилагательных от существительных:
• дерево – деревянный
• снег -
• бумага -
• пластмасса -
ж) Изменение глаголов по временам:
• Что делает девочка?
• Что делала девочка?
• Что будет делать девочка?
з) Образование уменьшительно-ласкательной формы:
• ключ
• пуговица
• звезда
• стол
• голова
• сумка
• ваза
• лоб
и) Предложно-падежные формы:
• ИЗ. Откуда я достала ручку?
• НА. Где лежит ручка?
• СО. Откуда упала ручка?
• ПОД. Куда упала ручка?
• С. Откуда я подняла ручку?
• В. Куда я кладу ручку?
• ЗА. Куда спрятался щенок?
• ИЗ-ЗА. Откуда выглядывает девочка?
• ИЗ-ПОД. Откуда вылезает кошка?
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
Конец года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
15. Импрессивная речь
1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
А) Выполнение инструкций:
• Закрой книгу
• Достань ручку и положи её на тетрадь
Б) Понимание предлогов (покажи где)
• Кот идёт к дому
• Кот в доме
• Кот перед домом
• Кот за домом
• Кот на крыше
• Кот вылезает из трубы
• Кот под крыльцом
В) Понимание предложений с причинно-следственной связью
• Петя ударил Васю. Кому было больно?
• Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?
Г) Понимание изменения числа существительных в предложении.
• Покажи, где самолёты летят, а где самолёт летит.
• Где ракета взлетает, а где ракеты взлетают.
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
16. Связная речь
Навыки: 1-й год 2-й год
Начало года Конец года Начало года Конец года
Составление предложений по картинкам
Составление рассказа по сюжетной картине
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Пересказ текста
Оценка:
ВЫВОД 1-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
Конец года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
ВЫВОД 2-го года
Начало года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___ Конец года
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
Профиль речевого развития :
1. Общее звучание речи. 6. Языковой анализ и синтез.
2. Артикуляционная моторика. 7. Грамматический строй.
3. Звукопроизношение. 8. Лексика.
4. Слоговая структура слова. 9. Связная речь.
5. Фонематическое восприятие.
Логопедическое заключение при поступлении
___
___
Дата: ___
Логопед: ___
Результат коррекционной работы после 1-го года обучения
___
Логопедическое заключение перед 2-м годом работы
___
Индивидуальный план работы (2-й год)
___
Результат коррекционной работы после 2-го года работы
___
Дата выпуска: ___
Подпись: ___