Юлия Забабурина
Речевая игра «Один — много»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 484 комбинированного вида»
630112, город Новосибирск, ул. Селезнева, 48а, т. 224-02-13
ПАСПОРТ
дидактической игры по развитию речи
«Один – много»
для детей 5-7 лет с ЗПР
Автор-исполнитель
Забабурина Юлия Владимировна
учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории
Новосибирск, 2020
Публикация «Речевая игра „Один — много“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Один-много. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Название пособия: дидактическая игра «Один – много».
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Необходимость создания пособия: В настоящее время специалисты в области раннего развития ребенка настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей и становлению речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и клеить, писать, одеваться, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Так что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для ребенка, как:
• отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
• сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
• недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
• неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
• если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
• такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, как у нормативно развивающегося ребенка, так и у ребенка с особыми образовательными потребностями (в частности, у детей с задержкой психического развития).
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение развития, которое сопровождается недостаточностью общего запаса знаний, ограниченностью представлений, незрелостью мышления, преобладанием игровых интересов, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности.
У детей с ЗПР часто наблюдается отставание в развитии общей и тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (ловкость, быстрота, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности.
В исследованиях Л. В. Занкова, А. Р. Лурии, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой отмечается, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов отклонения умственного развития. Данные авторы указывают на то, что, деятельность пальцев рук у детей с задержкой психического развития неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены из-за несовершенства нервной регуляции движений, слабого развития мелких мышц руки, низкой выносливости по отношению к неподвижным нагрузкам.
У большого количества детей с ЗПР часто при исследовании выявляются различные формы двигательных нарушений, которые являются последствием раннего органического поражения головного мозга (Ю. Г. Демьянов, И. Ф. Марковская). Иногда даже незначительная дисфункция подвижной сферы без актуальных и целенаправленных коррекционных влияний может привести к вторичному недоразвитию более проблемных и дифференцированных движений и действий, что негативно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребёнка. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса влечет за собой изможденность и астеничность мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствуют их согласованности и плавности. Поэтому ребёнок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
Таким образом, развитие мелкой моторики является одной из важнейших задач обучения ребенка с ЗПР. Формировать мелкую моторику можно разными способами: через использование пальчиковых игр, игр на развитие тактильных ощущений, упражнений для самомассажа рук с использованием шишек, мягкого мяча, карандашей и т. д. Но наиболее удачным способом развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР я считаю игры с прищепками. Они вызывают у ребенка интерес и способствуют развитию не только мелкой моторики, но и высших психических функций, зрительно-моторной координации.
Новизна игры заключается в том, что она обладает широкими возможностями. С помощью данной игры можно развивать у детей такую сложное понятие, как словоизменение, номинативную функцию речи (называние предметов, расширять словарный запас, формировать мелкую моторику и высшие психические функции.
Цель игры: развитие номинативной функции речи, формирование умения образовывать словоформы то же лексемы, имеющие разное грамматическое значение ( словоизменение по числам: единственное и множественное число).
Задачи:
- Способствовать расширению словарного запаса детей.
- Формировать высшие психические функции и зрительно-моторную координацию.
- Развивать мелкую моторику руки.
- Формировать умение действовать в соответствии с инструкцией педагога.
- Развивать номинативную функцию речи.
- Формировать умение образовывать словоформы то же лексемы, имеющие разное грамматическое значение ( словоизменение по числам: единственное и множественное число).
Описание пособия:
В комплект игры входят:
1) Карты с заданиями – 10 шт,
2) Прищепки – 20 шт,
Ход игры:
Педагог кладет перед ребенком карточку и спрашивает, что на ней изображено. Просит ребенка показать один предмет, много предметов и назвать их. Затем дает прищепку и предлагает прищепнуть картинку с одним предметом, с несколькими предметами.
Рекомендации по использованию игры:
1. Данная дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста с ЗПР.
2. Игра «Один – много» может использоваться как на занятиях по ФЦКМ, развитию речи, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
3. Данная игра способствует развитию номинативной функции речи, обогащению словарного запаса детей, развитию словоизменения.