Наталья Новичихина
Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ
В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекция речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.
Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.
Темочки:
Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности речь.
Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.
Регулярное проведение таких упражнений позволит :
• Выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
• Стабилизировать общий тонус организма;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Улучшить фонематический слух;
• Формировать умение изменять модуляцию голоса;
• Улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
• Повысить речевую активность;
• Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацацию психики ребёнка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.
Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой.
Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.
Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребёнку, дотрагивается до него рукой или блестящей указкой («волшебной палочкой») со словами:
Вы сегодня не ребята,
Вы – смешные медвежата,
Ваня не ребёнок,
Ваня – медвежонок.
Таня – не ребёнок –
Таня медвежонок…
В это время детям можно предложить закрыть глаза, расслабиться и открыть их только после «превращения».
«УТРО»
Цели:
1. Вырабатывать правильное дыхание.
2. Обучать элементарным приёмам самомассажа.
3. Расширять артикуляторные возможности. Вырабатывать положительный эмоциональный фон.
4. Оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы.
Медвежата сладко спят
Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза.
И расслабленно сопят
Спокойно и глубоко дышат.
Солнце глянуло в окошко,
Все зажмурились немножко.
Крепко зажмуривают глаза.
- Медвежата, хватит, спать,
Широко открывают глаза.
Вам давно пора вставать.
Встают со своих мест.
Медвежата все проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.
Любят мишки чистоту.
Умываться все идут.
Шагают на месте.
Кран откройся.
Имитируют движение руки при открывании крана.
Нос, умойся.
Проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеиъх рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон.
Мойтесь сразу оба глаза,
Выполняют круговые массирующие движения по векам.
Лоб и щеки,
Разглаживают лоб от центра к вискам.
Растирают щёки.
Мойся, шейка,
Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.
Ручки, мойтесь хорошенько.
Растирают руки.
Словно щёткой язычком
Чистить зубы мы начнём.
Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Принюхались медвежата:
Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.
Что-то пахнет, непонятно.
Повторяют 3-5 раз.
Очень вкусно. Это мёд!
Мама к завтраку нас ждёт.
Садятся на стульчики.
Медвежата мед лакали,
Выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым.
Потом губки облизали.
Облизываю губы в направлении вперед-назад, рот держать открытым.
Лижут с нёба сладкий мед
Язычком назад-вперед,
Гладят языком небо.
Язычок не опускают, кверху сильно прижимают.
Рот держать открытым. Присасывают язык к нёбу
Надо чай горячий пить
Но сначала остудить.
Кистью руки изображают чашечку.
- Вы медвежата не ленитесь, сперва подуйте,
Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.
Потом попейте
Имитируют «питьё» из «чашки».
А после улыбнитесь.
Растягивают губы в улыбке.
Завтрак съеден медвежата
Шалят, как будто индюшата
Выполняют быстрые движения языком назад вперед.
Друг друга подразнили
И к занятиям приступили.
Спокойно садятся за столы.
«ШАРФИКИ»
Помимо снятия напряжения с плеч и шеи это упражнение способствует улучшению кровоснабжения головы, спино-мозговой жидкости.
Мама мишек одевала
Дети спокойно сидят на стульчиках.
Шарфики всем завязала.
Педагог подходит к каждому ребёнку, имитирует «завязывание шарфа», при это им дети немного вытягивают шею вверх, затем расслабляют ее.
Покрутили головой.
Поворачивают головы вправо-влево.
Хорошо как и тепло.
«ИГРА С ШИШКАМИ».
1. Цели: развивать глазодвигательные функции, умение следить взглядом за предметом.
2. Развивать внимание.
3. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.
4. Оптимизировать тонус рук и плечевого пояса.
5. Формировать пространственное восприятие, обучать различению правой и левой руки.
Мама с мишками играла,
Шишки разные кидала.
Педагог имитирует «бросание» воображаемой шишки, дети внимательно следят, кому бросают «шишку» совершают хватательное движение рукой.
Медвежата их поймали,
С силой сжали, разломали,
Сильно сжимают кулачок.
В стороны бросали, выполняют бросающие движения.
А ручки отдыхали.
Потряхивают расслабленно кистями рук.