Кузьмина
Речь взрослых как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь взрослых как средство развития речи детей
Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л. В. Успенский)
Все авторитеты педагогики от Я. А. Каменского до наших современников обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей
Публикация «Речь взрослых как средство развития речи детей» размещена в разделах
и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово взрослого должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Речь взрослого, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков языка, но и выдержанна в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Взрослый должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Дети успешнее будут осваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до тетей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять их содержание. Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия. Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, благодаря правильному и точному использованию слов. В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада- вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности, конкретными знаниями по развитию речи детей. Для этого можно использовать различные формы работы. В нашем детском саду широко используются такие формы взаимодействия с родителями как: родительские собрания, беседы и консультации по проблемам речи, в групповых родительских уголках помещаются рекомендации по проблемам развития речи детей. Некоторые из них я хочу предложить вашему вниманию:
Роль семьи в развитии речи ребенка.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Большинство детей, начиная с четвертого года жизни, говорят, что называется, «не закрывая рот». Им не терпится поделиться всеми своими мыслями и рассказать о каждом маленьком событии. От того кажется, что заниматься с ребенком нужно чем угодно, но уж точно не развитием речи. И это большая ошибка. Устная речь совершенствуется легче и быстрее всего с 3 до 7 лет. И если целенаправленно заниматься с ребенком, он может достигнуть больших успехов в ораторском искусстве! Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори», вместо «смотри», «не бежи», вместо «не беги», «ваще», вместо «вообще» и т. д. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка слова. Обращаясь непосредственно к ребенку вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность прислушаться к вашей речи.
Вы должны приучить вашего малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, быстро составит мнение о том, что дала ребенку семья.