Ираида Валентиновна Щелокова
Речь и общение
▼ Скачать + Заказать документы
Мы выпустили детей в школу, через несколько дней на смену большим детям пришли малыши. Такие интересные, малыши, каждый со своим «Я». Но и говорят дети по разному, несколько малышей совсем не разговаривают и я решила создать эмоционально благоприятные условия, чтобы ребенок мог участвовать в речевом общении. Такие общения со сверстниками в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Общение со сверстниками состоит в их яркой эмоциональной насыщенности. В общении дошкольников с детьми наблюдается почти в десять раз больше мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, носящего более сдержанный эмоциональный характер.
Публикация «Речь и общение» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В общении со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственный образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умение выразить словами свои желания, настроения. Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый.
Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. И подобрала ряд игр со словами.
Итак, приглашаю вас в удивительный мир слов.
Разные слова
Эта игра, во всем ее многообразии и вариативности, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
Вариант 1. «Подбор прилагательных»
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
Вариант 2. «Что бывает?»
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
Какие бывают слова
Есть сладкое слово - ракета,
Есть быстрое слово - конфета,
Есть кислое слово - вагон,
Есть слово с окошком - лимон.
Есть слово колючее - дождик,
Есть слово промокшее - ежик.
Есть слово упрямое - ель,
Есть слово зеленое - цель.
Есть книжное слово - синица,
Есть слово лесное - страница,
Есть слово веселое - снег,
Есть слово пушистое - смех.
Зеленые стихи
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…
Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.
Простое слово
На свете
Добрых слов
Живёт немало,
Но всех добрее
И нежней одно –
Из двух слогов
Простое слово «ма-ма»,
И нету слов,
Роднее, чем оно!
Слова
Была
Тишина,
Тишина,
Тишина…
Вдруг
Грохотом грома
Сменилась она!
И вот уже дождик
Тихонько –
Ты слышишь? –
Закрапал, закрапал, закрапал
По крыше…
Наверно, сейчас
Барабанить
Он станет…
Уже барабанит!
Уже барабанит!