Наргис Шарипова
Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в прошлое часов» – так называется открытое занятие, которое недавно провели для детей подготовительной группы №4 в детском саду №85 города Тюмени. В ходе занятия дети узнали о том, какие виды часов были изобретены человечеством, в чем достоинства и недостатки этих часов, познакомились с выставкой часов, учились ценить и определять время. На занятии присутствовали воспитатели и руководство детского сада, которые высоко оценили его организацию и проведение. Представляем вашему вниманию репортаж с данного занятия.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Основная цель занятия состояла в том, чтобы развивать у детей представления о времени. В ходе занятия решались такие задачи, как расширение представлений детей о разных видах часов и их предназначении, роли в жизни человека, развитие мышления и обогащение словаря детей, развитие навыков ориентирования во времени (на часах с круглым циферблатом, воспитание бережного отношения ко времени, познавательной мотивации.
За несколько дней до открытого занятия мы провели с детьми предварительную работу: рассматривали разные виды часов, беседовали о песочных часах, о значении времени, читали детям стихотворения о часах.
К занятию мы подготовили обширный демонстрационный материал, так как дошкольники обычно лучше всего запоминают то, что они увидели. Организовали выставку часов, в которой представлены песочные, механические и электронные часы, настенные, настольные и наручные самые разнообразные часы и механизмы. Также подготовили изображения солнечных, водных, напольных часов.
Чтобы вызвать интерес детей к теме, занятие началось с сюрпризного момента – дети получили письмо от Незнайки. В письме сообщалось, что Незнайка постоянно опаздывает и не понимает, почему так происходит, просит детей помочь ему решить эту проблему. В ходе беседы с воспитателем дети пришли к выводу, что Незнайка опаздывает, так как у него нет часов.
Чтобы помочь Незнайке, дети отправились в путешествие в прошлое часов. На каждой остановке своего путешествия дети знакомились с разными видами часовых механизмов, их историей и особенностями.
На первой остановке «Живые часы» дети узнали, что раньше людям ориентироваться во времени помогали домашние птицы (петухи). Когда петушок начал петь утром, то и вставать пора. Но в ходе беседы дети увидели, что ориентироваться по петушку ненадежно, так как он тоже может проспать или заболеть, а также невозможно определить точное время. На этой остановке мы читали детям потешку про петушка, рассматривали его изображение, беседовали.
На второй остановке дети познакомились с солнечными часами. Дети узнали о том, что в древние времена люди обратили внимание на то, что предметы отбрасывают тени, и положение тени меняется со временем в течение дня. Так люди придумали солнечные часы. Но эти часы были не всегда удобны, так как в пасмурную погоду ориентироваться по ним было трудно или даже невозможно. Дети на этой остановке рассматривали фотографии с изображениями солнечных часов.
Чтобы дети не устали на занятии, после первой остановки мы провели для них физкультурную минутку.
С водяными часами дети познакомились на третьей остановке. Дети узнали, как функционируют водные часы, как течение воды помогает определить время. Во время обсуждения водяных часов мы задавали детям вопросы, чтобы они рассуждали, почему часы тоже недостаточно удобны. Дети смогли самостоятельно определить, что водяные часы неудобны, так как в них часто нужно подливать новую воду.
На четвертой остановке детей ожидало знакомство с песочными часами. Мы раздали детям песочные часы, которые присутствовали у нас на выставке. Детям было очень интересно переворачивать часы, наблюдать, как сыплется песок. Дети поняли выражения «время течет» и «время бежит», поняли, что время нужно ценить.
Во время пятой остановки дети познакомились с механическими часами, узнали, какие шестеренки присутствуют в таких часах. На этой остановке мы задержались дольше, так как учили детей, что такое часовая, минутная и секундная стрелка, как расположены цифры на круглом циферблате, как определять время по таким часам. Нам было важно научить детей пользоваться такими часами, так как они распространены в наши дни. Также мы рассказали детям о принципе работы электронных часов.
В завершение путешествия по истории часов дети рассмотрели разные виды часов, которые представлены на выставке, специально подготовленной к открытому занятию.
Дети отгадывали загадки, определяя, о каких часах идет речь. Также мы рассказали детям о самых знаменитых часах в России – Кремлевских курантах, которые установлены на Спасской башне Московского Кремля. Дети вспомнили, что видели эти часы под Новый год. На занятии показали детям фотографии самых знаменитых часов в нашей стране.
После знакомства с разными видами часов дети поиграли в подвижную коллективную игру «Ходят стрелочки по кругу». Дети водили хоровод, двигаясь, словно стрелки, читали стихи.
Для логического завершения занятия и закрепления представлений детей о времени, детям было предложено помочь Незнайке – установить стрелки часов круглого циферблата ровно на шесть часов утра, чтобы Незнайка не опоздал. Перед каждым ребенком мы расположили циферблаты. Детям нужно было правильно нарисовать стрелки часов и назвать время.
После выполнения этого задания в ходе рефлексии дети отвечали на вопросы «Какие часы изобретали люди?», «Какими часами пользуемся мы сейчас?», «Какие часы самые удобные?», «Как правильно определять время?» и т. д.
Занятие завершилось тем, что дети все вместе спели песню «Часики».
Данное открытое занятие «Путешествие в прошлое часов» вызвало интерес у детей, позволило закрепить знания детей о времени, расширить их представления о часовых механизмах и научить ориентироваться во времени, пользоваться часами с круглым циферблатом.
Автор:
Шарипова Наргис Мадвалиевна,
воспитатель МАДОУ детский сад №85 города Тюмени