Васько Ульяна Викторовна
Ребенок РАС. Формирование навыка одевания и раздевания
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно.
Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются.
Причин могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития.
Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей.
В основу этой работы входит пошаговое обучения навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые занятия и т. п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.
Задачи обучения:
• определение текущего уровня развития данного навыка;
• определение ближайших шагов;
• отработка навыка внутри каждого шага;
• разработка системы поощрений и контроля;
• обсуждение результатов с родителями.
Формы работы :
• индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
• групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка : поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания)
При формировании навыка одевания и раздевания решаются следующие задачи:
- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ;
- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь, самостоятельно застегивать одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком.
Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.
Основными приемами по формированию самообслуживания являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни.
Научить ребенка раздеваться могут помочь многократно повторяющиеся в течение дня ситуации в туалете, при укладывании спать. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает ему снять необходимую одежду, затем лишь слегка приспускает ее, предоставляя ребенку завершить действие.
Позиция взрослого позади ребенка дает последнему ощущение, что он действует сам, и в то же время он чувствует готовность взрослого помочь. Взрослый постепенно ослабляет помощь, будучи готовым эту помощь предоставить опять до наступления аффективного «взрыва» в результате неуспеха.
Для обучения навыкам одевания желательно организовать стереотипную бытовую ситуацию, для чего важно понаблюдать, где, на каком стуле ребенок предпочитает садиться, где и в каком порядке лучше разложить одежду, чем можно порадовать ребенка после завершения действия (держать под рукой его любимую игрушку, покружить, пощекотать, рассказать любимую прибаутку). Поначалу бывает важно хвалить ребенка уже за то, что он сидит на стульчике, пока «мы вместе надеваем колготки». Затем руками ребенка взрослый начинает подтягивать колготки вверх на завершающем этапе одевания и по мере увеличения активности и самостоятельности ребенка в выполнении данного действия начинает подключать его раньше и раньше, хвалит за малейшие самостоятельные движения.
Чтобы не произошло пресыщения похвалой, сохранялась ее ценность, сторонники оперантного обучения советуют ослаблять похвалу за те действия, которые автоматизируются, и переносить свое внимание на те операции, которые требуют освоения. Со временем накапливается большой арсенал поощрений (похвал, тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т. п., гибкое использование которых позволяет последовательности в подкреплении желательного поведения не превратиться в механистичность.
И в поведенческой терапии, и в эмоциональном подходе отмечается важность формирования ритуала, которому можно следовать изо дня в день. В зависимости от состояния ребенка можно либо подождать, пока он сам оденется, либо дать ему возможность слегка подтянуть вверх колготки и закончить действие за него, либо быстро совершить необходимые действия за ребенка, создавая лишь видимость совместного выполнения. Чуткость к колебаниям состояния ребенка с нарушениями в развитии и терпение поможет сделать этот ритуал естественным для ребенка, согласованным с его внутренним ритмом, что способствует формированию поведенческого стереотипа.
До того как ребенку предоставят большую самостоятельность, важно, чтобы в его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами, что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.
Список используемой литературы
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медицина, 1972. 126 с.
2. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. М. : ВЛАДОС, 2016. 138 с.
3. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, папу с мамой слушаем. М. : Литера 2007. 77 с.
4. Добвня С., Морозова Т., Заллогина А. Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. М. : Альпина Про, 2018. 158 с.
5. Журба Л. Г., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М. : Медицина, 2001. 179 с.
6. Закревская О. В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М. : ГНОМ и Д, 2018. 68 с.
7. Игры и занятия с детьми с психофизическими нарушениями / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М. : Экзамен, 2016. 136 с.
8. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра // Опыт специалистов служб раннего вмешательства фонда «Обнаженные сердца». М. : Альпина Про, 2020. 139 с.
9. Мастрюкова Е. М. Лечебная педагогика : ранний и дошкольный возраст. М. : ВЛАДОС, 2017. 146 с.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2000. 202 с. 16. Озерецкий Н. И. Моторная одаренность детей. Развиваем пальцы и голову. М. : Рипол Классик, 2010. 203 с.
11. Пантюхина Г. В., Печора К. Л. Методы диагностики нервнопсихического развития детей раннего возраста. М. : Сфера, 1996. 233 с
12. Печора К. Л. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте 1 год 3 месяцев – 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. // Методические рекомендации. М., 2005. 12 с. 19. Сквоцов И. А. Развитие нервной системы у детей. М., 2000. 314 с.
13. Сьюзан Дж. Скаллерап. Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы. М. : БФ «Даунсайд Ап», 2009. 401 с.
14. Чарльз А. Нельсон, Натан А. Фокс Брошенные дети : депривация, развитие мозга и борьба за восстановление. М. : Эксмо, 2019. 248 с.
15. Эрнст Й. Кипхард Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: от рождения до 4 лет. М. : Теревинф, 2012. 112 с.