Светлана Орлова
Ребенок и искусство. Эстетическое воспитание в современном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок и искусство. Эстетическое воспитание в современном образовательном пространстве
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический
процесс воздействия на личность реб нка с целью развития у него
способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит
воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни,
Публикация «Ребенок и искусство, Эстетическое воспитание в современном образовательном пространстве» размещена в разделах
быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и
своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического
воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства
составляет предмет художественного воспитания [3].
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и
чувство реб нка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания в дошкольном
образовательном учреждении необходимо решить следующие задачи:
систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и
представления детей, их художественно-творческие способности,
формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка.
Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы
личности, влияет на познание нравственной стороны действительности
(известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти
идентичны, повышает и познавательную активность, даже влияет на
физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является
эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и
проводилась по определенной программе, учитывающей современный
уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа
постепенности, последовательного усложнения требований,
дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных
возрастов.
Высокое значение искусства в процессе воспитании детей обосновано
прежде всего тем, что у каждого человека в той или иной мере возникает
естественная потребность к самовыражению. Так человек имеет природную
необходимость в так называемом выплескивании полученных впечатлений,
выражении эмоций [1, с. 219]. Данный процесс происходит в совершенно
разнообразных формах, причем возраст человека, выражающего свои эмоции
и впечатления может быть совершенно разным, т. е. это может быть как
ребенок, так и взрослый человек.
Если же говорить непосредственно о детях, то в данном случае надо
отметить следующее: важность эстетического воспитания и развития
взаимодействия ребенка и искусства отчетливо отмечается не только
педагогами, но и психологами. Так, по мнению многих психологов, если
ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и
переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях,
происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более
позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже
психические нарушения.
В работах специалистов эстетическое воспитание рассматривается как
закономерная, управляемая система педагогической деятельности,
включающая организованную образовательную и самостоятельную работу,
занятия в учреждениях дополнительного образования, воспитание в семье и
самовоспитание, направленные на формирование эстетической культуры
воспитанников. [4]
Основываясь на сложившейся практике воспитательной работы, можно
выделить такие структурные компоненты эстетического воспитания, как:
- эстетическое образование, закладывающее теоретические и
ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и
художественно-практическом выражении, формирующее художественную
культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций,
вкусов;
- эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные
на самосовершенствование личности;
- воспитание творческих потребностей и способностей [1, с. 131].
При этом ни для кого не секрет, что в современных условиях процесс
эстетического воспитания испытывает достаточное количество трудностей.
Здесь, прежде всего, необходимо отметить наличие на современном
этапе развития общества безграничного информационного и социального
пространства, в котором и находится ребёнок. Так огромное количество
информации из сети Интернет, средств массовой информации,
компьютерных игр, кино регулярно оказывает воздействие на детей. При
этом это влияние достаточно часто имеет отрицательные аспекты.
Еще одной трудностью в процессе эстетического воспитания является
дезориентация реб нка, возникающая в процессе противоречия между
характером присвоения реб нком знаний и ценностей в образовательном
учреждении (системность, последовательность, традиционность и др.) и вне
учреждения (хаотичность, размывание границ между культурой и
антикультурой и т. д.) [2, с. 65]
Здесь же нельзя не отметить и такой аспект, как кризис семьи и
общества, который приводит к изменению в системе отношений реб нка к
окружающим: снизилась ценность других людей и участия реб нка в их
жизни, на первый план вышли позиционирование самого себя, эгоизм,
цинизм.
Вышеперечисленные трудности усугубляются следующими
факторами: перегруженностью учебного плана средних учебных заведений,
обращ нного к передаче знаний, информации как основной своей задаче;
отсутствием учебно-методического комплекса по эстетическому воспитанию
учащихся; отсутствием должной подготовки педагогических кадров;
недостаточной материальной оснащ нностью школ; невниманием к
проблемам эстетического развития личности учащихся учреждений общего
среднего образования на уровне государственных образовательных структур.
В целом же если отступить от проблем в реализации эстетического
воспитания и обозначить его роль в развитии и формировании личности, то
важно отметить следующее.
Искусство и эстетика как дисциплина, стимулирует развитие как
творческих, так и умственных способностей ребенка. Здесь же формируются
задатки нравственности, которые можно как развить, так и загубить.
В процессе эстетического воспитания развивается интеллектуальный
потенциал ребенка, его чувственное восприятие, происходит активное
приобщение к культурной среде [4].
Таким образом, искусство и эстетическое воспитание играет высокую
роль в развитии человека, начиная с самого его рождения. При этом
начинается эстетическое воспитание с родителей, т. е. приобщение к
искусству и культурным традициям начинается в семье и продолжается всю
жизнь. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание
соответствующих условий для оптимального уровня эстетического и
культурного развития ребенка.
Литература
1. Каблукова И. Г. Дошкольное образование в современной России:
проблемы и перспективы. – Материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции, Красноярск, 2012. – 547 с.
2. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров /
Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Юрайт, 2012. – 510
с.
3. Морозова В. А. Воспитание искусством (статья для родителей)
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.ddutperm.ru/files_download/stat_i/Vospitanie_iskusstvom.pdf.
4. Черникова Н. В. Формирование эстетической культуры школьников
в современном образовательном пространстве // [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/, свободный.