Наталья Петровна Ушкова
Реализация в МБДОУ социально-оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
(консультация по Ю. Ф. Змановскому)
«Здоровый дошкольник» - совершенствование условий для реализации в МБДОУ социально – оздоровительной технологии по Ю. Ф. Змановскому.
Одним из пропагандистов здорового образа жизни во времена Московской олимпиады 1980 года был доктор медицинских наук, профессор Юрий Филиппович Змановский (1929 – 1995, прекрасный шахматист, любитель лажного слалома и тенниса Ю. Ф. Змановский. Длительное время вёл на всесоюзном телевидении передачу «Если хочешь быть здоров!» Постоянное внимание к научным исследованиям и инновациям (физиологии, биоритмологии, спортивной медицине, педиатрии, нейропсихологии, организационно – деятельным играм и др.) прекрасно сочеталось с его педагогической и просветительской деятельности. Одна из важных его инициатив – создание в 1995 году научно – практической школы оздоровления детей при РИПКРО (в последствии АПК и ППКО). Буквально с первых шагов деятельности школы на основе научных разработок Ю. Ф. Змановского и его последователям (Ю. Е. Антонову, Н. П. Гришаевой, М. Н. Кузнецовой,Г. К. Кулакину, Ю. Е. Лукояну, Т. К. Марченко,Е. И. Прониной, А. П. Щербаку и другие) удалось регламентировать и обосновать социально – оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник».
Публикация «Реализация в МБДОУ социально-оздоровительной технологии „Здоровый дошкольник“» размещена в разделах
Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно – оздоровительной работы в дошкольных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем:
1. Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объедена в понятие «здоровый образ жизни» ребёнка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально – дифференцированный подход.
2. Наличие физиологического обследования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.
3. Данная программа может применяться в дошкольном учреждении при обязательном и добровольном выполнении рекомендации.
4. В ряде разделов программы предусмотрен кластерный подход (учет климато – географических, экологических особенностей региона).
В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребёнка как, динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих, оптимальный приспособительный эффект. Такое определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешне – средовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности и т. д.
Первый раздел программы – определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей.
Второй раздел программы – рациональная организация двигательной активности детей. Особое место занимает оздоровительный бег, как наиболее эффективно влияющий на физиологические системы, биохимические процессы и психологические функции человека.
Третий раздел – система эффективного закаливания, как в детском саду, так и дома, чтобы каждый момент пребывания ребёнка в ДОУ и желательно дома, характеризовался, как благоприятный для становления аппарата физиологической терморегуляции.
№ п/п Содержание Группа Особенности организации режима Ответственный Срок исполнения
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА
1.1 Организация жизни детей, в том числе в адаптационный период создания комфортного режима Все Ежедневно, в течение дня Воспитатель,
врач,
медсестра В течение года
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
2.1. Утренняя гимнастика Все В зале,
в группе Воспитатель, инструктор В течение года
2.2. Непосредственно образовательная деятельность «Физическое развитие» Все В зале Воспитатель, инструктор В течение года
2.3. Двигательные паузы (статическая поза) Все Между занятиями и в большой перерыв Воспитатель В течение года
2.4. Физкультурные минутки (в зависимости от вида и содержания занятия) Все Ежедневно, по мере необходимости Воспитатель В течение года
2.5. Оздоровительная гимнастика после сна Все Ежедневно Воспитатель В течение года
2.6. Подвижные игры Все Ежедневно, во время прогулки Воспитатель В течение года
2.7. Физкультура на прогулке (с учетом двигательного уровня детей) Все Ежедневно Воспитатель В течение года
2.8. Спортивные праздники, досуги, развлечения Средние Старшие Подгот-е Один раз в год, внутри д/с Воспитатель, инструктор
2.9. Неделя здоровья (каникулы) Все Два раза в год, НОД Воспитатель
2.10. Самостоятельная двигательная деятельность детей Все Ежедневно в группе и на воздухе Воспитатель В течение года
2.11. Индивидуальная работа Все Ежедневно на прогулке Воспитатель В течение года
3. ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
3.1. Использование приемов релаксации, минута тишины, музыкальная пауза Все Ежедневно, несколько раз в день Воспитатель, специалисты В течение года
4. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
4.1. Дыхательная гимнастика Все Ежедневно, во время утренней гимнастики, после сна, физкультурных занятий Воспитатель, инструктор В течение года
4.2 Оздоровительный массаж Все По графику и по назначению врача Врач, медсестра по массажу В течение года
4.3 Кислородный коктейль Все По графику Врач,
медсестра по физиопроцедурам Ежекварталь-но
4.4 Светолечение Все По графику Врач,
медсестра по физиопроцедурам По назначению врача
5. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИТОЦИДАМИ
5.1 Оздоровление чесноком все Во время обеда Воспитатель, пом. воспитателя Сентябрь - март
5.2 Ароматизация помещений Все Ежедневно в течение дня Воспитатель, пом. воспитателя Ноябрь - февраль
6. ВИТАМИНОТЕРАПИЯ
6.1 Витаминизация 3-го блюда,
прием сока, фруктов Все Ежедневно Старшая медсестра, кладовщик В течение года
7. ЗАКАЛИВАНИЕ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
7.1 Утренний прием на свежем воздухе Все Ежедневно в теплое время года Воспитатель Май-сентябрь
7.2 Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону) Все Ежедневно в теплое время года Воспитатель Май-сентябрь
7.3 Прогулка на воздухе Все Ежедневно Воспитатель В течение года
7.4 Босохождение по дорожке здоровья Все Ежедневно Воспитатель, инструктор по физкультуре В течение года
7.5 Умывание в течение дня прохладной водой Все Ежедневно после прогулки Воспитатель В течение года
7.6 Полоскание горла или питье кипяченой воды комнатной температуры Старшие, подготовительные группы Ежедневно, после сна, прогулки Воспитатель В течение года
7.7 Мытье рук с предплечья Все Ежедневно Воспитатель В течение года
7.8 Обливание и мытье ног прохладной водой Все В летнее время после прогулки Воспитатель, пом. воспитателя Июнь-август
Четвёртый раздел – комплекс псифогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ.
Пятый раздел – обеспечение рационального питания детей.
Шестой раздел – создание условий для оздоровительных режимов детей.
В своё время Ю. Ф. Змановский говорил о минимальных финансовых затратах ДОУ для реализации его концептуального подхода, но с приходом самофинансирования, затраты на оздоровительно-социальную технологию, на федеральном уровне могут составить до 28 млрд. рублей в год. И всё - таки можно попробовать некоторые режимные моменты, исходя и базовых условий ДОУ.
Система физкультурно-оздоровительных и закаливающих мероприятий
на основе социально-оздоровительной технологии Ю. Ф. Змановского
«Здоровый дошкольник»